26. Как избежать отчуждения
Все люди разные, но им не очень нравится, когда их заставляют почувствовать, что они не такие, как все. Вот несколько советов, как не превратить участников тренинга в своих смертельных врагов!
1. Знайте по имени всех, а не только отдельных участников. Кто угодно обидится, если узнает, что имена других людей запомнили, а его имени не знают. Если вы будете использовать идентификационные карточки, это поможет и вам, и участникам узнать имена всех присутствующих.
2. Произносите имена правильно. Если вы назовете кого-нибудь чужим именем или перековеркаете его собственное, то рискуете нажить врага или, по крайней мере, потерять друга. Лучший способ узнать, как правильно произносить имя человека, - прочитать, как он сам написал свое имя на идентификационной карточке. Так вы можете обнаружить, что Джонатан предпочитает, чтобы его звали Йон, а не Джон, и узнаете, как лучше называть Викторию - Вики или Викки.
3. Долой расизм! Даже если все участники относятся к одной этнической группе, некоторых людей может задеть самый слабый намек на расовые предрассудки. Тем более постарайтесь проявлять одинаковое отношение ко всем присутствующим, если ваши участники относятся к различным расам. Это включает в ваш круг обязанностей умение произносить непривычное имя правильно. Вопрос «Как правильно произносится ваше имя?» - хороший способ продемонстрировать, что вы заботитесь о равенстве.
4. Долой сексизм! Разумеется, это особенно важно в смешанных группах. Если анализируется ситуация, участником которой с одинаковой вероятностью может оказаться представитель и мужского, и женского пола, использование исключительно «мужских» местоимений (он, его, ему) может обидеть представительниц женской половины группы. «Он/она» - не самый лучший выход: это звучит довольно неуклюже. «Он или она» - только привлечет излишнее внимание к проблеме. Гораздо безопаснее использовать множественное число: при использовании местоимений «они», «их» и «им» никаких проблем обычно не возникает.
5. Обращайтесь с участниками одинаково. Вряд ли вам одинаково понравятся все участники, но удержаться от колкостей в адрес тех, кто вам не понравился, и не проявлять неприкрытую симпатию к тем, кто вам по душе, вполне в ваших силах.
6. Соблюдайте нейтралитет. Если во мнениях участников группы произошел раскол, постарайтесь — даже если вы полностью согласны с одной из сторон - занять нейтральную позицию и рассматривать аргументы обеих сторон честно и объективно, а не поддерживать ту часть группы, чьи взгляды совпадают с вашими.
7. Никто не любит неудачников. Если удача отвернулась от вас - нет ни кофе, ни печатных материалов, ни нормального отопления, в помещении слишком шумно и т. д., прекратите без конца рассказывать о том, как вы старались устроить все наилучшим образом и как у вас ничего не вышло. Ведь не повезло не только вам, но и вашей группе, так что смиритесь с неудачами и постарайтесь найти способ свести неудобства к минимуму. И самое главное, не обвиняйте публично человека, который является подлинным «виновником» происходящего - сделайте это позднее и наедине.
8. Не ставьте себя на пьедестал. Если вы уже «на пьедестале» - например, являетесь видным специалистом в своей области, - участникам об этом и так известно. Постарайтесь не «бросаться именами», избегайте других искушений. Не стоит также злоупотреблять без надобности профессиональным жаргоном.
9. Не лезьте без очереди. Все мы знаем, как неприятно, когда «важная персона» проталкивается без очереди к буфету во время обеденного перерыва. Лучше перекусить позднее тем, что останется в буфете, чем демонстрировать особые привилегии. Следствием этого обязательно будет непоправимое отчуждение между вами и участниками.
10. Избегайте «столов для начальства». Это в особенности относится к многолюдным тренингам, которые длятся несколько дней. Как бы вам ни необходимо было переговорить во время ленча или обеда с представителем фирмы, заказавшей тренинг, гораздо лучше, если вы не будете отделяться от своих участников. К тому же они - более интересная компания!
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга