45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
Точно так же как полезно поощрять участников давать друг другу обратную связь, так же необходимо и тренеру получать ее от участников. Иногда эта информация может быть неприятной! Возможно, вам помогут следующие предложения.
1. Развивайте забывчивость. Очень просто причинить себе боль, услышав негативный отзыв о своей тренерской деятельности. Поэтому сознательно настройтесь забыть о боли и просто строить практические планы на будущее - то, что мы сделаем в следующий раз, и то, то мы больше делать не будем.
2. Если возможно, заранее узнайте общее отношение участников к теме тренинга. Часто существует возможность разослать участникам перед началом тренинга короткий вопросник, чтобы выяснить, насколько они знакомы с темой тренинга; кроме того, он поможет слегка прояснить их отношение к предлагаемой теме.
3. Спросите участников, как они себя чувствуют. Сделать это лучше после обеденного перерыва или в начале дня перед занятием, если тренинг длится несколько дней. Если их ответы не ограничиваются выражением чувств относительно тренинга, тем лучше.
4. Вывесите «карточку ощущений». Например, прикрепите в углу аудитории флипчарт и поставьте на стол поднос с клейкими листками. Предложите участникам приклеивать на флипчарт листки с описанием своих ощущений и вопросами в любое время на протяжении всего тренинга. Они могут сделать это во время перерывов, особенно если хотят, чтобы выражение их чувств осталось анонимным.
5. Спросите: «Что вы можете на данный момент сказать об этой программе?»- Постарайтесь сохранить улыбку на лице (и не забудьте прикусить язык), если услышите такие вещи, которые вас расстроят; продолжайте получать обратную связь, даже если то, что вы слышите, вам не нравится. Воспользуйтесь приемом «забывчивости» и обращайте внимание только на то, чему вы научились.
6. Попробуйте провести опрос «прекратить, начать, продолжить».
Примерно в середине тренинга раздайте участникам клейкие листки и попросите их написать эти три слова как заголовки. Пусть они напишут, что вам следует прекратить, начать и продолжить делать. Вы можете адекватно среагировать на пункты «прекратить» и «начать» в течение второй половины тренинга.
7. Наладьте позитивную обратную связь. Например, когда участники указывают вам, что именно вы должны продолжать делать в опросе «прекратить, начать, продолжить», постарайтесь немедленно и как можно точнее отреагировать на их замечания, внеся соответствующие изменения в свою деятельность.
8. Проведите оценку тренинга в письменном виде. Полезно сконструировать краткий вариант вопросника для экспресс-оценки (например, в виде таблицы, в которой надо ставить «галочки»), чтобы вы могли оперативно составить впечатление о реакции участников. |
9. Задайте также два-три «открытых» вопроса. Например: «Чем вам больше всего понравился способ проведения тренинга?», а также, если осмелитесь, и вопрос «Чем больше всего не понравился?». Опять же, воспользуйтесь приемом «забывчивости» и сосредоточьтесь на полезных идеях.
10. Сделайте список отзывов для самого себя. Очень полезно после окончания тренинга набросать несколько слов о том, что нового вы узнали и что вы хотели бы (или не хотели бы) попытаться сделать, если бы пришлось проводить такой же тренинг завтра. Не старайтесь удержать в памяти все соображения - запишите их, затем расслабьтесь и забудьте обо всех проблемах.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга