24. Как пользоваться видеомагнитофоном
Наличие видеомагнитофона на тренинге - достаточно обычная вещь; многие помещения для тренингов снабжены стандартным оборудованием, в которое видеомагнитофон, как правило, включается. Следующие советы помогут вам (и участникам вашего тренинга) использовать магнитофон с максимальной пользой.
1. Придите пораньше. Вы можете думать, что знаете все о видеомагнитофонах, но в этом помещении вам наверняка встретится как раз та модель, которую вы раньше не встречали. И вам надо будет выяснить, кто ушел с предыдущего тренинга с пультом дистанционного управления в кармане.
2. Ознакомьтесь с видеомагнитофоном. Все видеомагнитофоны с виду похожи один на другой, но у каждого есть свой норов. Две минуты, потраченные на попытки включить видеомагнитофон, покажутся часом под нетерпеливыми взглядами участников. Где инструкция по эксплуатации? Почему изготовители не могут унифицировать все эти аппараты! Станьте сертифицированным специалистом по управлением видеоаппаратурой - или постарайтесь, чтобы в группе оказался шестилетний ребенок, который быстро сделает с видеомагнитофоном все, что вам требуется.
3. Подружитесь с местным техником. Внезапно окажется, что вам нужен удлинитель, или заклинит кассету, или безо всякой видимой причины пропадет звук или цвет, или видеомагнитофон будет вообще не включить. Имейте в виду - фраза «Извините, пожалуйста, вы не могли бы помочь - там что-то не в порядке с магнитофоном?» звучит лучше, чем «Это вы отвечаете за этот проклятый магнитофон?».
4. Закажите подходящую погоду или раздобудьте темные шторы.
Очень неприятно, когда солнце светит вам в глаза, отражаясь от экрана телевизора. Просчитайте, куда будет падать солнечный свет в тот момент, когда вы собираетесь включить видеомагнитофон. Если на улице середина лета, а в помещении нет темных штор, вам придется проявить гибкость и перенести демонстрацию видео на то время, когда солнце не будет светить в окна.
5. Проверьте, всем ли виден экран. Перед тренингом или во время перерыва убедитесь, что каждому из участников хорошо виден экран. Если головы впереди сидящих загораживают обзор, попробуйте поставить видеомагнитофон на высокий столик. Если возникает необходимость, переставьте стулья поближе к видеомагнитофону.
6. Определите время показа. Постарайтесь не гадать, сколько длится интервью на кассете - засеките точное время и объявите его участникам. Вы можете показать очень хороший сюжет на полчаса, но обязательно сообщите зрителям заранее, сколько времени он будет длиться. Не бойтесь прерывать и возобновлять показ, устраивая в перерыве дискуссию, если вы заметили признаки усталости зрителей.
7. Убедитесь, что видеокассета защищена от записи. Так вы воспрепятствуете детям, соседям по этажу или технику записать на вашу дорогую видеокассету финал чемпионата по футболу или «европейскую двадцатку».
8. Проверьте кассету. Убедитесь, что вы принесли нужную кассету и что ваши дети не положили ее в другую коробку. Особенно внимательно отнеситесь к содержанию кассеты. Проверьте, не содержит ли запись оскорбительных сюжетов. Даже совершенно невинные кассеты для тренингов могут содержать такие вещи, которые люди могут счесть обидными. Просмотрите запись с точки зрения принципа равных возможностей, плохого языка, половой или расовой дискриминации - всего, что легко может обидеть зрителей.
9. Вы должны хорошо знать содержание видеозаписи. Проще всего думать, что раз вы уже видели эту кассету в прошлом году, вы хорошо помните ее содержание. Просмотрите кассету перед тренингом раза два, делая заметки. Это вам очень пригодится, если вы прибудете на тренинг и увидите, что пульт дистанционного управления отсутствует, или что дисплей видеомагнитофона демонстрирует не время от начала фильма, а количество метров пленки. Когда вам придется отматывать пленку вперед или назад, вам останется рассчитывать только на свою память. Где же было это интервью -перед видом замка или после него?!
10. Установите на кассету датчик, который будет давать звуковой сигнал, если вы покинете помещение. Когда после окончания тренинга вы уходите домой, очень легко забыть кассету в магнитофоне. А если вы показали кассету и забыли ее вынуть, то вряд ли вы быстро о ней вспомните. Один из нас вспомнил о кассете, забытой в магнитофоне, будучи в десяти милях от города - а между тем на следующий день он обещал показать ее в другом месте.
11. Подготовьте замену. Самые лучшие планы имеют привычку внезапно срываться. Вы почувствуете себя очень неловко, если только что настроили группу на просмотр «очень важного» сюжета и тут же убедились, что видеомагнитофон не работает. Что случилось — вы же приехали заранее, и он показывал прекрасно! Пусть у вас всегда будет что-нибудь на замену.
12. Вы это уже проходили? Ваша любимая кассета, которую вы часто и с большим успехом демонстрировали пять лет назад, была когда-то очень хороша, но теперь слегка устарела. Когда внимательно смотришь старые записи, то удивляешься, как быстро меняются времена. Если запись выглядит «устаревшей», это дискредитирует ее содержание.
13. Заранее остановите запись в нужном месте. Если вы на глазах у публики перематываете пленку туда-сюда, пытаясь отыскать нужный вам сюжет, то в какой-то момент можете почувствовать, что не в состоянии найти вообще ничего.
14. Помните об отношении человека к телевизору. У нас есть предрасположенность быстро забывать то, что увидели на экране телевизора. Также мы привыкли воспринимать телевизор как средство для того, чтобы расслабиться, а не как источник знаний. Если вы хотите, чтобы телевизор выполнял учебные функции на ваших занятиях, вам придется приложить усилия, чтобы участники преодолели эту установку.
15. Используйте видео с конкретной целью. Сформулируйте, чего вы хотите добиться, демонстрируя видеозапись, и объявите цели участникам прежде, чем включить магнитофон. Если возможно, используйте видео в тех случаях, когда не подходят другие средства. Например, видео позволяет заострить внимание на таких вещах, как «язык тела», тон речи, выражение лица - все это может подействовать на зрителя сильнее, чем просто печатный текст.
16. Помните, что период концентрации внимания непродолжителен! Часто бывает полезнее разбить запись на несколько отдельных сюжетов, чем показывать передачу продолжительностью полчаса. Самая полезная кнопка на видеомагнитофоне - это кнопка «пауза».
17. Подготовьте заранее план занятия. С помощью участников (если возможно) составьте список вопросов или проблем, на которые вы собираетесь получить ответы из материала видеозаписи. Если участники смотрят видео с определенной целью, то возрастают шансы, что они будут смотреть внимательно.
18. За каждым отрывком должно следовать обсуждение. Помогите участникам выразить, что они усвоили из показа видеоматериала - или используйте новые идеи, чтобы развить более глубокую дискуссию.
19. Создайте свободный доступ к видеомагнитофону. Некоторые участники, возможно, захотят еще раз посмотреть пленку - предоставьте им такую возможность во время перерыва.
20. Не забудьте о том, чтобы собрать отзывы о пользе (или наоборот) видео. Включите вопросы о видео в оценочный вопросник.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга