13. Ожидания участников
Мы, тренеры, иногда чувствуем, что должны дать участникам то, в чем, как мы знаем, они нуждаются. Но обычно мы все же не делаем этого, прежде чем не выясним, чего хотят участники, и стараемся найти компромисс тому, чего они хотят, и тому, в чем они нуждаются.
1. Огласите предполагаемый план занятий. Сообщите, каких результатов вы предполагаете добиться к концу тренинга, и добавьте несколько слов относительно того, каким образом будут достигаться эти результаты. Однако пусть участники знают, что этот план достаточно гибкий и вы готовы принять к сведению все пожелания и предложения.
2. Задайте каждому участнику вопрос: «Что вы лично хотите вынести для себя из этой программы?» Дайте им время подумать и попросите, чтобы ответ не давался вслух: те, кто ответит первыми, могут сбить с мысли остальных. Лучше попросите участников ответить письменно. Можно раздать каждому участнику по целлулоидной пластинке (достаточно, если она будет размером в 1/4 листа формата А4). Пусть каждый человек подпишется (это поможет вам запомнить, кто чего хочет).
3. Если необходимо, можно разделить участников на небольшие группы и предложить им сформулировать и высказать «ожидания группы». Такой прием полезен, если среди участников есть несколько человек, которые сами толком не знают, чего хотят, или если группа слишком велика (больше 24 человек) и у вас нет времени выслушивать каждого в отдельности.
4. Обсудите ожидания все вместе. По одной вставляйте пластинки с записями участников в проектор. Каждый раз предлагайте участнику прокомментировать или дополнить пожелания, которые он написал. Когда человек видит на экране слова, написанные его почерком, он чувствует, что его мнение имеет определенный вес.
5. Проецируйте записи участников на экран в случайном порядке.
Это лучше, чем показывать слайды в том же порядке, в котором сидят в аудитории участники. Так вы сможете держать людей в напряжении, по крайней мере, до тех пор, пока они не увидят на экране свои слова.
6. Если участники еще незнакомы, в это время они могут коротко представиться. Это может быть вдвойне полезно: вы познакомите участников и сбережете время, которое иначе пришлось бы тратить на отдельную процедуру знакомства. Вы можете установить временные ограничения для выступлений участников, просто вынимая пластину из проектора и вставляя следующую.
7. Ваш комментарий на пожелания участников должен быть кратким. Например, лучше сказать: «Да, конечно, мы рассмотрим чуть позже на сегодняшнем занятии», чем пускаться в долгие объяснения, почему вы не собираетесь подробно останавливаться именно на этом пожелании
8. Не убирайте пластины с записями ожиданий участников после того, как вы их обсудили. Вы можете, например, слегка смазать таблички клеящим карандашом и повесить их на демонстрационную доску. Это покажет участникам, что вы воспринимаете их желания серьезно.
9. На разных этапах тренинга периодически возвращайтесь к отдельным предложениям. Планируя занятие, всегда принимайте в расчет ожидания участников — дайте им понять, что их предложения действительно имеют ценность.
10. Перед окончанием тренинга снова вернитесь к пожеланиям участников. Если вы не намертво приклеили таблички к доске, вы можете снять их, снова вставить в проектор и спросить участников, удовлетворены ли они.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга