3.Содержание тренинга
Большинство советов, собранных в нашей книге, касается вопроса «как» проводить тренинги, а не «о чем» там пойдет речь. Но, разумеется, содержание само по себе очень важно. Мы надеемся, что наши соображения на эту тему окажутся для вас полезными.
1. Содержание тренинга должно быть напрямую связано с заявленными целями и задачами. Рассмотрите каждый компонент будущего тренинга и задайте себе вопрос: «Как этот компонент связан с предполагаемыми результатами?» Если связь не очевидна, данный компонент становится необязательным.
2. Помните, что выполнение почти любого задания занимает больше времени, чем можно предположить заранее. Об этом особенно важно помнить, если вы хотите добавить задание, которое ни разу не проводили раньше. Лучше потратить 45 минут на новое задание, чем пытаться заменить его каким-нибудь другим, на выполнение которого уходит 30 минут.
3. Не гоните лошадей! Если предмет тренинга вам близок и интересен, очень легко взять слишком высокий темп и сделать тренинг чересчур сложным для участников, особенно если они не так хорошо осведомлены о предмете, как вы.
4. Проведите небольшое исследование: насколько каждый компонент вашего тренинга важен и интересен для участников. Для этого после окончания занятия проведите опрос участников в письменной или устной форме.
5. Не нужно рассказывать участникам о содержании тренинга, им нужно дать это содержание. Если вы предоставите участникам краткое содержание тренинга в напечатанном виде, это поможет вам сэкономить массу времени, которое участники в ином случае потратили бы на запись материала под диктовку.
6. Убедитесь в новизне и правильности предлагаемой информации. Очень полезно пригласить авторитетного коллегу, чтобы он взглянул на содержание тренинга доброжелательным, но критическим взглядом и указал на необходимые исправления.
7. Помните, что содержание тренинга со временем должно меняться. Участники считают, что вы проводите тренинги, основываясь на последних научных и экспериментальных данных. Пусть ваш тренинг содержит как базовую информацию, так и новые идеи.
8. Участники могут помочь эволюции вашего тренинга. Нерешенные вопросы, оставшиеся от предыдущего тренинга, вы можете включить в программу на следующий месяц. Составляйте список таких вопросов; в следующий раз он вам очень пригодится.
9. Сосредоточьте внимание на практических заданиях, которые будут выполнять участники. Помните, что участники судят о содержании тренинга именно по заданиям, которые им надо будет выполнять во время занятий.
10. Подготовьте на всякий случай «запасную информацию»! Никогда заранее не знаешь, сколько времени займет то или иное задание (например, окажется, что все участники и так много знают о предмете). Иногда приходится опускать отдельные элементы содержания целиком, если участникам они уже знакомы. Вы должны предложить им другую информацию на замену, чтобы время тренинга не проходило зря.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга