Глава 4. Проведение тренинга
В этой главе речь пойдет о различных тренинговых процессах, хотя многие из них мы уже рассматривали в предыдущих главах.
Сначала мы поразмыслим над важностью активного обучения. Мы считаем, что тренинг необходимо строить вокруг того, что участники действительно делают, а не вокруг тех вещей, о которых может им рассказать тренер.
Далее мы хотим поделиться соображениями относительно того, как следует «избегать отчуждения» - другими словами, как наилучшим образом сплотить участников.
Возможно, ничто так ярко не свидетельствует об опытности тренера, как его способность справляться с непредвиденными ситуациями без раздражения и паники. Для неопытного тренера встреча с чем-то незапланированным может стать настоящим кошмаром. Но чем более опытным тренером вы становитесь, тем больше удовольствия доставляют вам неожиданные ситуации- и, возможно, вы даже станете умышленно искать их! Мы надеемся, что наши рекомендации вам помогут.
Далее мы предлагаем ряд соображений, которые помогут вам развивать творческий потенциал участников. Очень важно развить в себе способность к творческому решению проблем - это полезно как на работе, так и в повседневной жизни, и мы обнаружили, что у участников тренинга часто появляется интерес к творчеству именно во время занятий.
Затем мы переходим к важному вопросу - работе «один на один». Для самих участников эта часть обучения может стать самой продуктивной - но и самой напряженной - частью программы тренинга. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам извлечь из этого метода максимум пользы с минимумом риска.
Ситуация тренинга дает участникам возможность учиться с помощью обратной связи, которую они получают друг от друга и от тренера. Мы постараемся показать, как извлечь максимум пользы из обратной связи, и организовать такие условия, при которых как позитивная, так и негативная обратная связь будет восприниматься конструктивно.
Осмысление того, чему мы научились, иногда происходит через долгое время после самого обучения. Наши соображения, возможно, помогут участникам тренинга более сознательно подойти к процессу обучения и благодаря этому глубже понять смысл своей деятельности во время занятий.
Вы, наверное, уже поняли из заголовка «Выступления - только в случае необходимости!», что никто из нас не любит читать лекции. Нам нравится выступать перед аудиторией самим, но мы терпеть не можем сидеть и слушать, поэтому нам кажется, что большинство людей, просто сидя и слушая лекции, научатся не особенно многому.
Участники тренинга по-настоящему учатся по большей части только тогда, когда работают в малых группах или небольших командах. Эта форма работы помогает ослабить напряжение у тех участников, которые особенно нервничают. Следующие два блока советов касаются работы в малых группах, когда участники обычно должны выполнять конкретные задания, и так называемых «домашних групп», когда группе дается относительная свобода в выборе подхода к работе. Затем мы рассмотрим те выгоды, которые можем получить, используя ролевые игры. Концовка тренинга обычно ярче всего запоминается участникам. Если конец тренинга был неудачным, то неблагоприятное впечатление может остаться от всего тренинга. А если окончание тренинга было по-настоящему эффектным, оно затмит предыдущие неудачи. Запланируйте яркое (а не скомканное) завершение тренинга. Мы поместили наши советы под заголовком «Закончите тренинг с блеском!».
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга