logo
500 советов

47. Как правильно использовать вопросники

Потратив время на создание хорошего вопросника, стоит подумать над тем, как вы будете его проверять, а также решить, как лучше всего им пользоваться.

1. Создавая вопросник, посоветуйтесь с другом. Всегда сначала испытайте вопросник. Для этого потребуется дополнительное время и, возможно, корректировка других планов, но дело того стоит. Вы можете просто попросить коллегу или соседа проверить, понятны ли вопросы. Однако если ваша аудитория велика, а вопросник очень важен, дайте его заполнить на пробу 10-50 человекам. Обычно это приводит к тому, что вы вносите в вопросник ценные исправления или делаете существенные замены.

2. Раздать в самом конце занятий и собрать сразу же после заполнения? Преимущество этого метода - вы очень быстро получаете обратную связь от участников, а недостаток - обратная связь может быть эмоционально окрашенной.

3. Раздайте вопросник в запечатанном подписанном конверте. Если вы даете участникам, скажем, неделю на раздумья, марка на конверте окажет психологическое воздействие: невозвращенный вопросник превратится в письмо, которое оставили без ответа.

4. Устройте лотерею! Пронумеруйте вопросники и скажите участникам, что тот, кто пришлет вопросник к указанному сроку, выиграет приз. Призом может быть важная учебная посылка, или книга, или что-нибудь более необычное.

5. Попробуйте использовать сначала очень короткий экспресс-вопросник, а спустя неделю - более пространный. Второй вопросник может включать вопросы о том, изменились ли первые впечатления участников, и если да, то каким образом.

6. Глобальный или выборочный? Как лучше - послать вопросник избранной группе клиентов или разослать его более широкому кругу? Конечно, это может зависеть от темы. Будет ли вопросник адресован конкретной группе людей или он рассчитан на широкое распространение? Если второе, то обеспечьте наличие контактного лица, берущего на себя ответственность за распространение вопросников, с которым можно будет поддерживать связь. Не забудьте о том, чтобы предоставить людям разумное время для ответа.

7. Как его надо анализировать? Это напрямую зависит от размера вопросника, а также ваших технических и финансовых возможностей. Способы анализа: вручную или с помощью специального трафарета в том случае, если ответ дан в виде отметки, сделанной ручкой или карандашом в указанной графе. А если у вас хорошие отношения с компьютером, то он может сделать это за вас.

8. Помните о синдроме -«выставки собак». Некоторые участники, испытывающие к вам добрые чувства, могут специально дать именно те ответы, которые, как они думают, вы хотели бы увидеть. Обращайте побольше внимания на критические отзывы. Затем расслабьтесь и насладитесь позитивными отзывами!

9. В некоторых случаях стоит подумать о необычных способах распространения вопросников. Это зависит от количества опрашиваемых, выделенного времени, денег, персонала и оборудования, имеющегося в вашем распоряжении. Вместо того чтобы раздавать вопросники в конце тренинга или рассылать их по почте, попробуйте послать их по электронной почте или через Интернет. Вопросники можно оставить в библиотеке, у местного врача (с его разрешения) или поместить в профессиональном журнале, местной газете и т. д.

10. Что делать дальше? Мы снова возвращаемся к началу! В чем была цель вопросника? Поможет ли вам собранная информация, когда вы будете планировать следующий тренинг или семинар? Подскажет ли она вам, какие темы выбрать? Сможете ли вы более точно определить «своих» клиентов, или будете расширять рынок? Будете ли вы публиковать результаты своего исследования или они - профессиональная тайна?