30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
Во многом мы учимся благодаря комментариям других людей относительно того, что мы сделали или что пытались сделать. Смело используйте этот естественный способ обучения на вашем тренинге.
1. Напомните участникам, насколько много мы узнаем из комментариев других людей. Попросите участников подумать, что они умеют делать хорошо, а затем пусть они запишут на клейких листках для записей, как они узнали о том, что добились успеха в этом виде деятельности. Часто эти ответы вызывают реакцию со стороны других участников, иными словами - создают обратную связь.
2. Научите людей правильно принимать позитивную обратную связь. Пусть участники не стесняются принимать комплименты. Убедите их, что смущенно мяться - это непродуктивный путь; лучше не скрывать гордость, принимая похвалу! Это создаст благоприятные условия для того, чтобы другие участники продолжали давать обратную связь. Если же этого достигнуть не удастся, они в смущении умолкнут.
3. Научите их принимать и негативную обратную связь. Объясните участникам, что негативные отзывы - это не критика, а такая ценная вещь, как обратная связь. Объясните им, что гораздо полезнее выслушать как можно больше конструктивных замечаний, чем занимать оборонительную позицию и лишать себя ценной информации.
4. Создайте условия для того, чтобы участники могли давать друг другу обратную связь. Если вы объедините людей в группы или в пары, это поможет им обсудить мысли друг друга, придаст уверенности и тем самым поможет давать обратную связь.
5. Давайте обратную связь с позиции эксперта, но только в той ситуации, когда это приемлемо. Участники захотят узнать ваше мнение по важным вопросам, поскольку именно вы ведете тренинг. Но будьте осторожны - они не считают вас авторитетом во всех областях!
6. Поощряйте участников давать обратную связь на ваши действия.
Покажите на своем примере, как воспринимать отзывы, как позитивные, так и негативные.
7. Убеждайте участников активно искать обратную связь. Научите их задавать наводящие вопросы, чтобы другие люди комментировали их деятельность и достижения.
8. Помогите участникам использовать невербальную обратную связь. Расскажите им, что выражение лица и язык тела являются ценным источником обратной связи. Также не забывайте использовать этот источник сами, поскольку участники учатся на вашем примере.
9. Включайте в ваш тренинг специальные занятия, посвященные обратной связи. Во время этих занятий участники могут не только высказать свое мнение о том, как проходят занятия, но и, что более важно, поделиться своими мыслями относительно тренинга, рассматриваемых вопросов и их самих.
10. Дайте понять участникам, что чувства - это нормально. Часто мы испытываем различные чувства относительно вещей, которые еще не вполне осознали, но эти чувства так же реальны, как и наши мысли. Предлагайте участникам делиться своими чувствами и свободно высказывать их. Фраза: «Что вы чувствуете относительно...» очень хороша для начала дискуссии!
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга