35. Использование ролевых игр
Упражнения, построенные на ролевых играх, обладают серьезными достоинствами. Однако здесь тоже существует определенный риск, и некоторые тренеры опасаются использовать этот вид заданий. Участники также могут испытывать смешанные чувства при мысли о том, что им придется активно участвовать в какой-либо игровой ситуации. Мы надеемся, что следующие советы помогут вам принять оптимальное решение.
1. Оцените выгоду от использования ролевой игры. Предположим, вы можете решить, что участники разыграют некоторые наиболее сложные моменты пройденной темы - но внутри малой группы, в более приватной и комфортной обстановке.
2. Помните об опасностях, которые несет ролевая игра. Иногда участники теряют различие между игрой и реальностью, и их личные чувства могут быть задеты или слишком растревожены. Поэтому надо быть очень осторожным, выбирая, кто из участников на какую роль подходит.
3. Коротко объясните участникам, что такое «ролевая игра» . Если каждый будет знать, что он представляет не сам себя, а намеренно разыгрывает определенную роль, то эффект от ролевой игры будет больше, и ничьи чувства не будут задеты.
4. Внимательно наблюдайте за выполнением заданий, основанных на ролевой игре. Будьте готовы вмешаться или даже прервать задание, если чувствуете, что возникает опасность выхода ролевой игры из-под контроля, или если игра отклоняется от поставленной цели.
5. Подготовьте инструкции для ролевой игры в печатном виде.
Пусть они, однако, будут немногословными. Например, для ролевой игры, в которой участвуют четыре человека, это будет лист форматом А5, содержащий ключевую информацию для каждого из четырех участников.
6. Определите, должны ли инструкции даваться всем сразу или каждому в отдельности. Иногда ролевая игра удается лучше всего, если каждый полностью знает роли всех участников. В другое время, возможно, понадобится ввести элемент неожиданности, и тогда полезнее не раскрывать содержание той или иной роли до нужного момента.
7. Обдумайте возможность проведения ролевой игры в присутствии зрителей. В таких случаях вы можете выбирать тех участников игры, которые чувствуют себя комфортно, выступая перед аудиторией.
8. Если есть возможность, подумайте о том, чтобы использовать скрытую камеру. Когда вы хотите, чтобы данная группа выполнила упражнение с ролевой игрой без присутствия зрителей, то можете поступить так: ролевая игра сама по себе проходит в приватной обстановке, а тем временем остальная группа с помощью скрытой камеры наблюдает за игрой и комментирует ее.
9. Тщательно обсудите ход ролевой игры с участниками. Помогите участникам отделить переживания во время самой игры от результатов выполнения задания, которым и являлась ролевая игра.
10. Всегда возвращайтесь к целям ролевой игры. Иногда вы можете решить не раскрывать эти цели подробно до самого конца. Если люди видят, что их участие в ролевой игре имело определенную важную цель, это очень полезно - особенно если во время выполнения задания возникали напряженные моменты.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга