25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
Большинство людей научатся гораздо большему, если попробуют сделать что-то сами, вместо того, чтобы выслушивать рассказ о том, как это сделали другие. Превратите ваш тренинг в опыт активного обучения.
1. Напомните участникам, как они на самом деле учатся. Пусть они сначала подумают, что они умеют делать хорошо (не записывая этого). Затем попросите их записать на клейких листках для заметок, как они добились успеха в этом виде деятельности. После этого укажите им, сколь важную роль в их успехе сыграли практический опыт, риск и так далее.
2. Цените - «неправильные действия» - на ошибках учатся. Когда участники вашего тренинга почувствуют, что делать ошибки не стыдно, у них появится большее желание попробовать что-то сделать - и они будут более терпимыми к вашим собственным ошибкам! Имеет смысл напомнить участникам: если вы совершили ошибку, это не означает, что вы неудачник. Неудача -это только жизненный опыт.
3. Планируйте свой тренинг так, чтобы он был построен вокруг деятельности участников. Эта составляющая тренинга более важна, чем ваши рассказы. Успешный тренинг обычно представляет собой серию практических действий, перемежаемых короткими обсуждениями и дискуссиями.
4. Предоставьте ясные и простые инструкции по выполнению задания. Если и тренер, и участники четко представляют себе, что они хотят сделать, резко возрастает вероятность того, что задание будет выполнено успешно. Спроецируйте текст задания на экран - это даст возможность каждому участнику прочитать его и, если надо, вернуться к заданию еще раз, чтобы полностью понять его смысл.
5. Будьте готовы обсуждать задания и вносить изменения. Если обнаруживается, что запланированное вами задание не вполне соответствует потребностям участников, будьте готовы обсудить его с ними, чтобы совместными усилиями сделать его более приемлемым.
6. Дайте участникам время. Хотя правильнее ограничивать время, выделенное на каждое задание, вы собственными глазами сможете увидеть, хватает ли этого времени участникам. Если вы дали им слишком много времени, участники будут проявлять нетерпение и попросят вас скорее продолжать дальше. Если вы объявите, что «время вышло», а они выполнили задание только наполовину, стоит дать им больше времени
7. Давайте оценку действиям участников. Даже если они делают что-то неправильно, не давайте им почувствовать, что все их усилия были напрасными. Одобряйте их успехи, если они выполняют задание правильно.
8. Рискните сами выполнить задание, данное вами участникам! Показать заготовленный заранее правильный вариант выполнения задания со словами: «На самом деле должно было получиться вот что», не то же самое, что попытка выполнить это задание прямо на занятии. И не забудьте выразить восторг по поводу того, как хорошо по сравнению с вами выполнили задание участники тренинга.
9. Подготовьте пути к отступлению. Если вы предлагаете участникам задание, которое, как вы знаете, будет для них очень сложным, подумайте о том, чтобы объединить участников в группы, вместо того, чтобы давать задание индивидуально. Или другой вариант — придумайте более легкие задания и предложите их тем, кто недостаточно подготовлен, чтобы выполнить сложные.
10. Предложите участникам давать задания вам. Скажите, что вы сами хотели бы рискнуть выполнить какое-нибудь задание, которое раньше никогда не пробовали делать. Более того, пусть участники объяснят вам, что надо делать, чтобы выполнить это задание успешно!
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга