Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
В этой главе мы рассмотрим вопросы планирования и подготовки тренинга. Мы также посоветуем вам, как действовать, чтобы ваши планы были реализованы на практике. Многие идеи, которые будут затронуты в этой главе, получат развитие в других частях книги. Иногда тренер проводит занятия настолько часто, что позволяет себе пренебрегать некоторыми важными элементами подготовки к тренингу. Вы убедитесь, что быть чрезмерно самоуверенным довольно опасно.
Мы начнем с попытки определить, что обычно вкладывают в понятие «тренинг». Если читатели сойдутся во мнении, что тренинг должен проводиться в интерактивной, а не лекционной форме, то пользы от него будет гораздо больше.
Далее мы коснемся вопроса о предполагаемых результатах тренинга. Участники всегда хотят знать - и должны знать, - какую пользу они сумеют извлечь из своих занятий. С нашей точки зрения, лучший способ познакомить участников с предполагаемыми результатами - это поставить цели как тренинга в целом, так и каждого занятия в отдельности.
Разумеется, очень важно содержание тренинга. Но не менее важны приемы и методы, с помощью которых это содержание будет донесено до участников. В первой главе вы найдете ряд советов - как подавать информацию в такой форме, чтобы она превратилась в хорошо усваиваемый учебный материал и интересные для участников задания.
Мы не можем переоценить важность такого вопроса, как составление расписания. Если тренинг в целом или отдельное занятие затягивается, то и тренер, и участники чувствуют себя некомфортно. Возможно, выход в том, чтобы заранее устанавливать достаточно гибкое расписание, в которое будет допускать небольшие изменения в программе. В этом случае у участников тренинга не возникнет ощущения, что тренер не успевает и пропускает часть материала.
В некоторых ситуациях успех тренинга напрямую зависит от его рекламы. Самое главное в этом случае - заинтересовать и показать важность тренинга именно тем людям, на которых он ориентирован.
Иногда бывают ситуации, когда вам понадобится пригласить другого тренера провести одно из занятий. В этой главе мы поделимся собственным опытом по наилучшему разрешению этой ситуации. Наши наблюдения, оформленные в виде советов, будут вам полезны, если вам надо прибегнуть к помощи коллеги.
Залог удачного начала тренинга - уверенность тренера, что каждый будущий участник готов приступить к занятиям. Мы предлагаем несколько советов относительно того, как сформулировать подготовительные задания, которые помогут участнику сосредоточиться на основных задачах тренинга.
Раздел «За кулисами» касается небольших приготовлений, которые помогут предотвратить возможные неудобства и досадные помехи. Мы поделимся своим опытом (как удачным, так неудачным), как сделать так, чтобы никакие неприятные мелочи не омрачали начало тренинга.
Участники тренинга - живые существа, им необходимы еда и питье. Обеспечение освежающими напитками и перерывы на обед ничуть не менее важны, чем прочие детали проведения тренинга. Если перерывы происходят регулярно, а еда и питье достаточно вкусны, то общая атмосфера тренинга значительно улучшается и надолго остается в памяти участников как чрезвычайно приятное воспоминание!
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга