Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет. Неизвестный.
Теория и методика обучения праву относительно молодая область знаний, это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридических материалов в учебно-правовые курсы и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе.
Используя её достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни.
Теория и методика обучения праву – весьма динамичная наука, что обусловлено не только тем, что меняется законодательство, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что модифицируются подходы учёных к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.
Задачи данной науки:
• Отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения.
• Создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий.
• Постоянное совершенствование методов и технологий обучения праву с учётом результативности применения уже существующих.
Функции данной науки.
Практико-организационная. Она позволяет дать рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового воспитания и обучения.
С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определённые закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.
Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определённых устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание целостности права и его установок, а, следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государств, прав личности.
Эвристическая. Она позволяет выявить некоторые пробелы в изучении
правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.
Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения с последующей коррекцией. Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется.
Можно определить основные принципы современной методики обучения праву:
• вариативность и альтернативности моделей правового обучения (разнообразие подходов в области обучения права связанно с отсутствием
единой, строго обязательной системы правового образования. В различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые,безусловно, основаны на требованиях Госстандарта);
• личностно-ориентированный подход (обеспечивает индивидуализацию и дифференсацию обучения праву – работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала);
• максимальная система активизации познавательной деятельности учащихся с опорой на их социальный опыт;
• образование на основе положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса в режиме диалогового сотрудничества «преподаватель -учащийся».
• выстраивание профессиональной грамотной и апробированной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер;
• внедрение исследовательского компонента;
• использование современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в системе Internet.
Теория и методика обучения праву – это не только наука, но и искусство,т.к. никакие теоретические исследования или практические рекомендации никогда не заменят того многообразия методических приёмов, которое рождается эмпирическим путем. Тем не менее, доказано, что максимально результативный опыт создается именно на основе знаний науки, а не вопреки ним.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы задачи современной методики обучения праву?
2. Перечислите основные функции и принципы современной методики обучения праву.
3. Какие элементы содержания «Теория и методика обучения праву» вы можете освоить самостоятельно?
4. Что бы вы добавили в структуру курса «Теория и методика обучения праву»?
5. Каковы методические основы курса «Теория и методика обучения праву»?
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература