logo
ТМОП учебник

Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука

Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет. Неизвестный.

Теория и методика обучения праву относительно молодая область знаний, это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридических материалов в учебно-правовые курсы и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе.

Используя её достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни.

Теория и методика обучения праву – весьма динамичная наука, что обусловлено не только тем, что меняется законодательство, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что модифицируются подходы учёных к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Задачи данной науки:

• Отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения.

• Создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий.

• Постоянное совершенствование методов и технологий обучения праву с учётом результативности применения уже существующих.

Функции данной науки.

Практико-организационная. Она позволяет дать рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового воспитания и обучения.

С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определённые закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.

Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определённых устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание целостности права и его установок, а, следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государств, прав личности.

Эвристическая. Она позволяет выявить некоторые пробелы в изучении

правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения с последующей коррекцией. Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется.

Можно определить основные принципы современной методики обучения праву:

вариативность и альтернативности моделей правового обучения (разнообразие подходов в области обучения права связанно с отсутствием

единой, строго обязательной системы правового образования. В различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые,безусловно, основаны на требованиях Госстандарта);

личностно-ориентированный подход (обеспечивает индивидуализацию и дифференсацию обучения праву – работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала);

• максимальная система активизации познавательной деятельности учащихся с опорой на их социальный опыт;

• образование на основе положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса в режиме диалогового сотрудничества «преподаватель -учащийся».

• выстраивание профессиональной грамотной и апробированной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер;

• внедрение исследовательского компонента;

• использование современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в системе Internet.

Теория и методика обучения праву – это не только наука, но и искусство,т.к. никакие теоретические исследования или практические рекомендации никогда не заменят того многообразия методических приёмов, которое рождается эмпирическим путем. Тем не менее, доказано, что максимально результативный опыт создается именно на основе знаний науки, а не вопреки ним.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы задачи современной методики обучения праву?

2. Перечислите основные функции и принципы современной методики обучения праву.

3. Какие элементы содержания «Теория и методика обучения праву» вы можете освоить самостоятельно?

4. Что бы вы добавили в структуру курса «Теория и методика обучения праву»?

5. Каковы методические основы курса «Теория и методика обучения праву»?