Основные формы учебных занятий
Г. Лихтенберг писал: «Человека ничему нельзя научить. Он должен всему научиться сам». Действительно, научить нельзя, но помочь научиться можно.
Об этом говорит весь опыт человеческой истории. На современном этапе существует большое разнообразие форм учебных занятий.
Формы учебных занятий:
- урок;
- лекция;
- семинар;
- практикум;
- научно–исследовательская работа учащихся;
- факультативные
- элективные занятия;
- дополнительные занятия,
- консультации и собеседования;
- внеклассные мероприятия;
- учебно-производственная практика;
- домашняя учебная работа учащихся;
- самостоятельная работа;
- экзамены,
-зачёты.
В толковом словаре С. И. Ожегова понятие “форма” это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и в свою очередь оказывает на него обратное влияние.
Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения. Такой характер обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такое обучение представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.
Форма организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
1. по количеству учащихся;
2. по месту учебы;
3. по продолжительности учебных занятий.
По количеству учащихся выделяют:
- массовые,
- коллективные,
- групповые,
- микрогрупповые,
- индивидуальные формы обучения.
По месту учебы:
- школьные,
- внешкольные формы.
К школьным относятся:
- школьные занятия (уроки),
- работа в мастерских,
- на пришкольном участке,
- в лаборатории.
К внешкольным относятся:
-домашняя самостоятельная работа,
- экскурсии,
- занятия на предприятиях.
По длительности времени обучения различают:
- классический урок (45 мин.),
- спаренное занятие (90 мин.)
- спаренное укороченное занятие (70 мин.),
- уроки “без звонков” произвольной длительности.
Самой старой формой учебного процесса, является индивидуальная форма обучения. Суть ее в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. В Античное время и Средневековье это была единственная форма обучения, в некоторых странах использовалась до XVIII века. Доминирует такое обучение в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества. Достоинства такого обучения – индивидуализированное содержание, методы, темпы учебы. Недостатки – неэкономичность, ограниченность влияния учителя, ограниченность сотрудничества с другими учениками, деформируется работа в коллективе.
Индивидуально-групповая форма – занятие ведется не с одним учеником, а с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых различный. Работа ведется с каждым учеником отдельно. Это позволяло ученикам приходить в школу в разное время.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература