Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
На современном этапе школьный кабинет права рассматривается как одно из важнейших средств интенсификации и эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися.
Не маловажным фактором, влияющим на качество усваивания учащимися материала и процесса правового обучения в целом, является состояние кабинета
права.
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету.
Учитывая важность состояния кабинета права для правового обучения,
необходимо указать требования к нему, предъявляемые государством.
Существует множество актов регламентирующих санитарно-
гигиенические требования, предъявляемые к кабинетам образовательных учреждений (в том числе и кабинетам права); например: Постановление органов управления образованием субъектов Российской Федерации «О
Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», Постановление «О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил и нормативов САНПИН» и др.
При оформлении кабинетов права нужно стремиться разработать единый стиль и создать интерьер «на все времена», т.е. чтобы он был актуален и через несколько лет и в тоже время, подчёркивающий значимость правовых дисциплин. Аудитория должна быть просторной, хорошо проветриваемой и в меру светлой. Яркий солнечный свет порождает блики на мебели, поэтому лучше предусмотреть жалюзи. Пыль, жара, сквозняки – враги не только здоровья, но и техники, поэтому лучше установить пластиковые стеклопакеты. Школьная мебель является базовым элементом в организации учебного пространства. Для обеспечения эффективной учебы мебель должна быть удобной, функциональной и безопасной, отвечать современным научным требованиям гигиены и эргономики и возрастным особенностям учащихся.
К общим критериям и требованиям, предъявляемым к школьной (учебной) мебели, относятся: педагогические; санитарно-гигиенические; эргономические; производственно-экономические; архитектурно-художественные. Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки. Расстановка школьной мебели, размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях должны быть следующими: между рядами двухместных столов не менее 60 см; от передней стены с классной доской
до передних столов всех рядов при трехрядной расстановке двухместных столов170 – 200 см; между столами в ряду не менее 50 см; между столом учителя и передней стеной не менее 65 см. Мебель для комплектации классного кабинета изготавливается из высококачественного материала.
Поверхность школьной мебели должна быть матовой, т.к. блестящая поверхность столов, шкафов и другого оборудования оказывает на школьников слепящее действие, утомляя их и снижая зрительные функции. Спинка стула и сиденье должны иметь физиологические изгибы и углы наклона, величина которых определена в ГОСТ. Существенно, что данное требование обусловлено не только удобством эксплуатации ученического стула, но и безопасностью. Важно также, чтобы школьная мебель в наибольшей ей степени обеспечивала правильную позу при занятиях за школьной партой. А для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей, большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, которые в первую очередь касаются её размеров. Требования, обеспечивающие безопасное нахождение в школе – травмобезопасность учебной мебели. Травмобезопасность изделий обеспечивается следующими элементами:
- закругление углов столешниц на всех типах столов;
- применение в окантовке столешниц ударопрочной кромки ПВХ;
- использование круглого профиля труб для каркаса стола и заглушек на
торцах труб;
- использование механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола;
- повышенная устойчивость конструкции стола и стула.
Цветовая гамма в кабинете права не должна вызывать агрессию, а способствовать дружелюбному микроклимату в кабинете. Использование контраста «теплое – холодное» во всех элементах помещения, чередование пятен синего холодного) цвета и песочного (теплого) цвета, которое зрительно расширяет пространство класса создаёт эффект комфортной обстановки.
Наличие картин и цветов прививает чувство прекрасного, создает ощущение уюта. Однако для обеспечения надлежащей естественной освещённости нельзя расставлять на подоконники цветы, стёкла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже 2 раз в год.
Проблема организации предметной среды в образовательном процессе
предполагает её раскрытие в свете современных требований к уровню подготовки учителя права в соответствии и с учётом тенденций развития мировой педагогической науки.
Эстетический фактор организации интерьера выступает организующим
началом и одним из важнейших критериев оптимизации учебного процесса.
Интерьер учебного кабинета права призван аккумулировать духовные
идеи и трансформировать их в нравственно-эстетические ценности, разделяемые не только воздействием педагога, но и характером организации внутренней среды класса. В этом смысле он служит средой для формирования у учащихся творчески ориентированного самоутверждающего и мироутверждающего глубинного общения. При этом источником зарождения такого отношения является именно духовно-творческая организация предметной среды учебного кабинета, направленная и обращенная на культивирование культурной и творческой коммуникации у субъекта образовательного процесса, формирование его мировоззренческих позиций, всесторонней образованности. Всесторонняя образованность предполагает разностороннее развитие человека, его приобщение к историческим и культурным, правовым традициям, способность аккумулировать связь всех форм и явлений действительности: культуры, образования и сферы материального производства. Изобилие, комфорт, возможность выбора, высокая степень свободы выбора (конечно, не только вещей) при развитии высокой степени ответственности и самодисциплины личности – это те условия, в которых только и может формироваться и развиваться гармоничная личность с высоким уровнем культуры.
Вопросы для самоконтроля
1. По каким основаниям классифицируются средства обучения?
2. Какие схемы или таблицы могут быть использованы на уроках права и
обществознания?
3. Какие ТСО необходимы в кабинете правового образования?
4. Чем обусловлена необходимость применения информационных техноло-
гий на современном этапе обучения?
5. Какие виды информационных технологий вы можете добавить в практи-
ку правового обучения?
6. Каким вы видите качественный кабинет права?
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература