logo
ТМОП учебник

Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.

- спецкурсы, в которых объединяются несколько предметов;

- блокирование разных разделов;

- изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов;

- курс, объединяющий знания на основе обобщённых операций мышления.

Внедрение интегративной образовательной модели предопределяет целесообразность комплексной образовательной системы:

- подбор психолого-педагогической литературы;

-реализацию элементов технологий развивающего обучения

- интеграцию предметов посредством бинарных уроков и внеклассных мероприятий;

- составление программ элективного и факультативного курсов.

Интегрированные уроки в правовом обучении дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной ёмкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков ведут два и более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребёнка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства.

Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование.

Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности учителя.