logo
ТМОП учебник

Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам

Самостоятельная работа – один из основных видов деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы.

Самостоятельная работа сводится не только к усвоению материала, но направлена на развитие собственной мыслительной работы, что обеспечит подготовку к решению конкретных практических задач, входящих в профессиональные обязанности.

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной; групповой; парной; индивидуальной. Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:

• работа с учебником, справочной литературой или нормативно правовыми документами;

• решение правовых задач;

• составление схем, таблиц;

• написание эссе, создание проекта и т.д.

В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из

ведущих принципов обучения рассматривается с кон. XVIII в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения. Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций (новое воспитание, педагогика действия, школа активности) решали проблему повышения самостоятельности учащихся путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основы

воспитательного средства ручной труд.

В 20-х гг. XX в. определённую роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения и другие формы индивидуализации обучения.

При формировании знаний и умений учащихся традиционный, стереотипный, в основном вербальный, способ обучения становится малоэффективным. На современном этапе роль самостоятельной работы школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20 %, в старших – до 70 %.

Классификация самостоятельной работы:

по дидактической цели их применения: познавательные, практические,

обобщающие;

по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-

исследовательские, исследовательские (творческие);

по методам научного познания: теоретические, экспериментальные,

направленные на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику;

по типам решаемых задач (здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские).

При построении системы самостоятельных работ по праву в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению

основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных правовых знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять правовые знания, применять их на практике.

2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и,

прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной

цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоя-

тельных работ логически вытекало из предыдущих тем и готовило почву для

выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и оттого, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Самостоятельная работа по праву имеет следующие особенности:

1. Она должна носить целенаправленный характер. Это достигается чёткой формулировкой цели. Задача преподавателя заключается в том, чтобы

найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у ребят интерес к работе и стремление выполнить её как можно лучше. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе её выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряженно.

Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объём самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (составление схем, таблиц, решения не

ложных правовых задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с преподавателем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приёмов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения правовых задач.

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания,

выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной работы по праву необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путём дифференцированного подхода к учащимся.

Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новой закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач.

Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременен.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического

значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

При выполнении учащимися самостоятельных работ по праву руководящая роль должна принадлежать преподавателю. Он продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.