Структура программы курса следующая:
1) введение в право и способы разрешения конфликтов;
2) конституционное право;
3) уголовное право;
4) уголовный процесс;
5) административное право;
6) гражданское право;
7) гражданский процесс;
8) семейное право;
9) жилищное право;
10) трудовое право;
11) права человека.
Программа модульного курса «Права человека» для 5-8 классов средней школы. Она относится к предметной области «Обществоведение» и может входить в состав таких курсов как «Граждановедение», «Человек и общество», «Правоведение» и т.д. разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования1 и программой «Права человека». Эта программа – итог 4-х летней работы группы авторов из Москвы (под ред. В.В. Луховицкого) и множества их коллег и партнёров из разных городов России. В основе лежит ценностный подход европейских правовых школ, в котором права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (личная свобода, демократическое участие, равные возможности, экономическое равенство, устойчивое окружение, достоинство личности). Она прошла апробацию в десятках школ России и в 1998 г. была рекомендована Экспертным советом Министерства образования РФ в качестве экспериментальной для средних школ.
Данный курс посвящён изучению основных прав и свобод человека, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека (10.12.1948), зафиксированных в Международном пакте о гражданских и политических правах (26.03.1966) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (03.01.1966), а также гарантированных Конституцией РФ(12.12.1993). Основная цель курса – воспитание детей в духе глубокого осознания и соблюдения прав человека. Под таким воспитанием понимается формирование в человеке осознание собственного достоинства и уважение к достоинству других людей. Представление о достоинстве человеческой личности являются ключевым понятием в теории естественного права. Только уважая в себе личность, человек способен уважать права других людей и отстаивать свои собственные права. Естественным следствием этого будет сознательное социально активное поведение.
Задачи курса:
• сформировать систему представлений о человеке, его личном достоинстве, неповторимой индивидуальности как высший ценности, о правах человека и способах защиты;
• создать условия для формирования у учащихся убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связанно с ответственностью человека за свои поступки;
• выработать навык оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения;
• создать такие условия, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон – не цель, а средство для нормального функционировании общества;
• сформировать мотивы к изучению правовой системы России.
Большое внимание в курсе уделяется играм и дискуссиям, посвящённым развитию идей прав человека и актуальным проблемам их реализации в нашей стране. Тема прав человека является исходной для изучения взаимоотношений человека, общества и государства, отношений граждан между собой. На ней основываются все остальные темы: правовая система, законодательство, правовое государство, демократия и т.д. В преподавании используются активные и интерактивные методы и технологии обучения: ролевые, деловые игры; психотехнические игры и упражнения; работа в малых группах; метод проектов; дискуссии;
работа с правовыми источниками, литературными и правовыми текстами.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем отличается методика правового обучения от технологии?
2. В чем отличия активных и интерактивных технологий обучения?
3. Почему данные современные технологии не так часто применяются
педагогами?
4. Чем ролевая игра отличается от деловой?
5. Перечислите характерные черты учебной дискуссии.
6. На какие требования следует опираться при проведении дискуссии
в целях преодоления объективных и субъективных трудностей?
7. Чтобы Вы изменили в проведении дискуссии?
8. Какие отличия вы можете выделить в амеркиканской правовой про-
грамме «Street Law» и в европейском подходе курса «Права человека»?
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература