Раздел II. Дидактика правового обучения
1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
3.1.Современный урок права и требования к нему
3.2.Внеклассные мероприятия по праву
3.3.Лекция, семинар и другие формы занятий в профессиональном обра-
зовании по правовым дисциплинам
3.4.Самостоятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
3.4.1. НИРС, контрольные, курсовые и дипломные работы
3.4.2. Проектная (научно-исследовательская деятельность) учащихся
4. МЕТОДИКА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1.Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
4.2.Технологии активных и интерактивных методов обучения праву
(дискуссия, игра и т.д.)
4.3.Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права
человека» и их реализация в российском образовании.
5. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВОВЫМ
ДИСЦИПЛИНАМ
5.1.Использование современных информационных коммуникационных
технологий в учебном процессе
5.2.Структура и содержание школьного учебника по праву
5.3.Оборудование учебного (учебно-методического) кабинета правовых
дисциплин в школе и учреждениях профессионального образования
6. СИСТЕМЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРАВОВОГО
ОБУЧЕНИЯ
6.1. Методика разработки контрольно-тествого инструментария
в правовом обучении
6.2.Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных
действий в работе учителя права
7. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИКУРСОВЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ
ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛОССАРИЙ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие предназначено студентам, изучающим учебный курс
«Теория и методика обучения праву».
Общепрофессиональная подготовка выпускников по специальности
050402.65 Юриспруденция (032700) включает в себя целый комплекс дисциплин психолого-педагогической направленности. «Теория и методика обученияправу», являясь педагогической дисциплиной, занимает особое место, поскольку позволяет соединить педагогику и юриспруденцию, дисциплины предметнойподготовки.
Учебный курс «Теория и методика обучения праву» выражает собой одну из наиболее характерных особенностей учебного плана, в соответствии с которым осуществляется подготовка специалистов по специальности 050402.65
Юриспруденция (032700), квалификация – учитель права.
Данный курс непосредственно связан с одним из главных направлений профессиональной деятельности будущих выпускников вуза – преподаванием
правовых дисциплин в учебных заведениях различного профиля и уровня.
Цель настоящего учебного курса состоит в теоретическом и практическом освоении особенностей правового воспитания и обучения субъектов общего и
профессионального образования.
Основными задачами учебного курса являются:
1) практическое освоение различных методик, главным образом активного и
интерактивного характера обучения правовых дисциплин;
2) формирование умений и навыков планирования организации, подготовки и
проведения занятий, применения разнообразных методов и приёмов обучения;
3) формирование у будущих учителей права умений и навыков анализа собственной педагогической деятельности в обучении праву;
4) формирование у студентов умений и навыков воспитательной работы в процессе обучения праву.
Настоящий учебный курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по действующему учебному плану, которые самым непосредственным
образом оказывают влияние на формирование профессиональных качеств будущего учителя права. Это, прежде всего, общая и профессиональная педагогика и психология, логика, социология, т.е. все дисциплины общепрофессионального и предметного блока федерального компонента государственного образовательного стандарта специальности 050402.65 Юриспруденция.
Студент, освоивший учебный курс «Теория и методика обучения праву», должен знать:
• теоретические и дидактические основы педагогической деятельности;
• особенности правового обучения учащихся образовательных учреждений дошкольного и общеобразовательного уровня и учреждениях дополнительного образования для детей и взрослых;
• специфику обучения праву студентов неюридических специальностей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; особенности права как предмета обучения и специфику преподавания различных отраслей права;
• организацию, подготовку (планирование) и проведение занятий поправовым дисциплинам;
• средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам;
• основы научной организации труда преподавателя (учителя) права;
• особенности межпредметных и внутиркурсовых связей в процессе правового обучения;
• принципы и системы контроля за качеством и эффективностью правового обучения;
• основы и особенности организации научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и слушателей учреждений различного уровня
общего и профессионального образования.
Уметь:
• планировать и проводить учебные занятия по праву с учётом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
• использовать в своей работе современные научно обоснованные
приёмы, методы и средства обучения праву, в том числе технические средства
обучения, информационные и компьютерные технологии;
• применять современные средства оценивания результатов обучения;
• проводить самоанализ и самооценку своей работы с целью повышение педагогической квалификации;
• рационально организовывать учебный процесс с целью укрепления
и сохранения здоровья учащихся;
• применять существующие методы психологического анализа и стимуляции учебной деятельности в процессе правового обучения;
• осуществлять межпредметный подход в правовом образовании;
Особое значение приобретает формы развития личностных качеств будущего педагога, ценностные ориентации его личности:
• формирование активной гражданской позиции студента;
• ценностное самоопределение личности учителя, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности;
• формирование демократического стиля педагогической деятельности, который включает позитивную направленность на учащихся, стремление к компромиссу, вовлечение учащихся в планирование и регулирование образовательного процесса.
Универсальные компетенции, которыми должны обладать студенты.
Общенаучные:
• способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать общенаучные и частные методы исследований в научной и практической деятельности;
• способность понимать и осмысливать научно-философские концепции современности, отделять научное знание от псевдонаучного.
Инструментальные:
• готовность работать с информацией из различных источников;
• способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.
Социально-личностные и общекультурные:
• способность и готовность к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьёй, друзьями, партнёрами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности; к социальной мобильности;
• готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;
• способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии;
• способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей,
умения приобретать новые знания, использовать различные формы обучения;
• способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самим себе;
• способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), её анализу и синтезу.
Структура учебного пособия соответствует структуре курса (см. рис. 1) и
составлено в полном соответствие с Государственным образовательным стандартом по специальности 050402.65 Юриспруденция (032700).
СТРУКТУРА
КУРСА
ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО
ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИКА
ПРАВОВОГО
ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ
ПРАВОВЫХ
ДИСЦИПЛИН
Рис.1.
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература