logo
ТМОП учебник

Раздел II. Дидактика правового обучения

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

3.1.Современный урок права и требования к нему

3.2.Внеклассные мероприятия по праву

3.3.Лекция, семинар и другие формы занятий в профессиональном обра-

зовании по правовым дисциплинам

3.4.Самостоятельная работа учащихся по правовым дисциплинам

3.4.1. НИРС, контрольные, курсовые и дипломные работы

3.4.2. Проектная (научно-исследовательская деятельность) учащихся

4. МЕТОДИКА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ

4.1.Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам

4.2.Технологии активных и интерактивных методов обучения праву

(дискуссия, игра и т.д.)

4.3.Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права

человека» и их реализация в российском образовании.

5. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВОВЫМ

ДИСЦИПЛИНАМ

5.1.Использование современных информационных коммуникационных

технологий в учебном процессе

5.2.Структура и содержание школьного учебника по праву

5.3.Оборудование учебного (учебно-методического) кабинета правовых

дисциплин в школе и учреждениях профессионального образования

6. СИСТЕМЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРАВОВОГО

ОБУЧЕНИЯ

6.1. Методика разработки контрольно-тествого инструментария

в правовом обучении

6.2.Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных

действий в работе учителя права

7. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИКУРСОВЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ

ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие предназначено студентам, изучающим учебный курс

«Теория и методика обучения праву».

Общепрофессиональная подготовка выпускников по специальности

050402.65 Юриспруденция (032700) включает в себя целый комплекс дисциплин психолого-педагогической направленности. «Теория и методика обученияправу», являясь педагогической дисциплиной, занимает особое место, поскольку позволяет соединить педагогику и юриспруденцию, дисциплины предметнойподготовки.

Учебный курс «Теория и методика обучения праву» выражает собой одну из наиболее характерных особенностей учебного плана, в соответствии с которым осуществляется подготовка специалистов по специальности 050402.65

Юриспруденция (032700), квалификация – учитель права.

Данный курс непосредственно связан с одним из главных направлений профессиональной деятельности будущих выпускников вуза – преподаванием

правовых дисциплин в учебных заведениях различного профиля и уровня.

Цель настоящего учебного курса состоит в теоретическом и практическом освоении особенностей правового воспитания и обучения субъектов общего и

профессионального образования.

Основными задачами учебного курса являются:

1) практическое освоение различных методик, главным образом активного и

интерактивного характера обучения правовых дисциплин;

2) формирование умений и навыков планирования организации, подготовки и

проведения занятий, применения разнообразных методов и приёмов обучения;

3) формирование у будущих учителей права умений и навыков анализа собственной педагогической деятельности в обучении праву;

4) формирование у студентов умений и навыков воспитательной работы в процессе обучения праву.

Настоящий учебный курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по действующему учебному плану, которые самым непосредственным

образом оказывают влияние на формирование профессиональных качеств будущего учителя права. Это, прежде всего, общая и профессиональная педагогика и психология, логика, социология, т.е. все дисциплины общепрофессионального и предметного блока федерального компонента государственного образовательного стандарта специальности 050402.65 Юриспруденция.

Студент, освоивший учебный курс «Теория и методика обучения праву», должен знать:

• теоретические и дидактические основы педагогической деятельности;

• особенности правового обучения учащихся образовательных учреждений дошкольного и общеобразовательного уровня и учреждениях дополнительного образования для детей и взрослых;

• специфику обучения праву студентов неюридических специальностей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; особенности права как предмета обучения и специфику преподавания различных отраслей права;

• организацию, подготовку (планирование) и проведение занятий поправовым дисциплинам;

• средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам;

• основы научной организации труда преподавателя (учителя) права;

• особенности межпредметных и внутиркурсовых связей в процессе правового обучения;

• принципы и системы контроля за качеством и эффективностью правового обучения;

• основы и особенности организации научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и слушателей учреждений различного уровня

общего и профессионального образования.

Уметь:

• планировать и проводить учебные занятия по праву с учётом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

• использовать в своей работе современные научно обоснованные

приёмы, методы и средства обучения праву, в том числе технические средства

обучения, информационные и компьютерные технологии;

• применять современные средства оценивания результатов обучения;

• проводить самоанализ и самооценку своей работы с целью повышение педагогической квалификации;

• рационально организовывать учебный процесс с целью укрепления

и сохранения здоровья учащихся;

• применять существующие методы психологического анализа и стимуляции учебной деятельности в процессе правового обучения;

• осуществлять межпредметный подход в правовом образовании;

Особое значение приобретает формы развития личностных качеств будущего педагога, ценностные ориентации его личности:

• формирование активной гражданской позиции студента;

• ценностное самоопределение личности учителя, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности;

• формирование демократического стиля педагогической деятельности, который включает позитивную направленность на учащихся, стремление к компромиссу, вовлечение учащихся в планирование и регулирование образовательного процесса.

Универсальные компетенции, которыми должны обладать студенты.

Общенаучные:

• способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать общенаучные и частные методы исследований в научной и практической деятельности;

• способность понимать и осмысливать научно-философские концепции современности, отделять научное знание от псевдонаучного.

Инструментальные:

• готовность работать с информацией из различных источников;

• способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

Социально-личностные и общекультурные:

• способность и готовность к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьёй, друзьями, партнёрами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности; к социальной мобильности;

• готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

• способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии;

• способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей,

умения приобретать новые знания, использовать различные формы обучения;

• способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самим себе;

• способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), её анализу и синтезу.

Структура учебного пособия соответствует структуре курса (см. рис. 1) и

составлено в полном соответствие с Государственным образовательным стандартом по специальности 050402.65 Юриспруденция (032700).

СТРУКТУРА

КУРСА

ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО

ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИКА

ПРАВОВОГО

ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ПРАВОВЫХ

ДИСЦИПЛИН

Рис.1.