logo
ТМОП учебник

Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе

Информационные и коммуникативные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. «Возможности человека сегодня определяются не тем, где он живет, а тем, какое образование он получил. Необходимо, чтобы не только школы, но и университеты были ориентированы на Интернет. Использование современных технологий в профессиональной деятельности определяет его конкурентоспособность»1. «Есть три фактора, которые определяют конкурентоспособность любого человека – это твои знания, это доступ к технологии, которая связывает тебя с теми, кто обладает похожими знаниями или иными знаниями, и третье – это среда, которая мотивирует тебя на развитие. И вот если человек попадает в среду, которая ориентирует его на взаимосвязь с другим миром или с окружающим его миром, за пределами

своего города, села, страны, социального слоя, в котором он находится. И при этом человек вооружен знаниями, сопоставимыми с тем, как вооружен этими знаниями его коллега или сослуживец в Индии, в Бангладеш, в Канаде, в любой другой точке мира человек становится значительно, более свободен в принятии решений, чем заниматься, какую пользу обществу приносить и куда двигаться дальше».

На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сфере правого образования. Информационные и коммуникативные технологии используются непосредственно на занятиях в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе.

Данные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира,

приобретения умений и навыков в совершенствовании профессионального мастерства. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в учебный процесс приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

Простейшим видом телекоммуникаций является электронная почта, значение которой заключается в следующем:

- стимулирует и облегчает обмен опытом среди преподавателей раз-

личных учебных дисциплин;

- повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;

- расширяет коммуникативную практику студентов;

- делает возможным использование новых методических приёмов,

основанных на сопоставлении собственных данных студентов и тех, что получены по электронной почте.

Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов, которые посвящаются определенной теме.

Они включают разнообразные виды деятельности студентов по подготовке и передаче, получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, а также использование системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений в дальнейшем в своей профессиональной деятельности. Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях США, Канады, Великобритании, Японии и т.д. В России же они ещё не достаточно развиты, и российское образование делает первые шаги в данной области.

Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей Internet обладает большими потенциальными возможностями. Они поразительны и практически безграничны. Основными идеями использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте являются:

• свободная переписка;

• глобальный класс;

• электронные встречи;

• электронное обучение;

• ролевые игры.

Все это позволяет спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрировать его материал с учебным курсом.

Особенно это важно в правовом образовании, т.к. российское законодательство обновляется, чуть ли не каждые полгода.

Компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации стали основой для построения современных информационных систем. В последнее десятилетие большое развитие получили информационно-обучающие системы, хотя в них до сих пор отсутствует общепризнанная психолого-педагогическая теория компьютерного обучения. Компьютерные обучающие программы продолжают создаваться и применяться без необходимого учёта принципов и закономерностей обучения.

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям, современный персональный компьютер находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий, которые позволяют:

• активизировать учебный процесс;

• индивидуализировать обучение;

• повысить наглядность в предъявлении материала;

• сместить акценты от теоретических знаний к практическим;

• повысить интерес к обучению.

Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации позволяют специалистам получать в нужное время в полном объёме всю необходимую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и даже бытовых интересов.

Современные коммуникационные технологии обеспечивают полный и

оперативный доступ к мировым потокам научно-технической информации, созданию международных распределенных баз и банков научно-технических данных, эффективного глобального мониторинга в исследовательских целях, дистанционного использования зарубежных интеллектуальных ресурсов.

Сделаны важные шаги в направлении унификации таких составляющих международной научно-инновационной инфраструктуры, как стандарты, системы сертификации, механизмы охраны прав интеллектуальной собственности и т.п.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребёнка в постиндустриальное общество. Компьютерные технологии должны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Осознанное и целенаправленное применение информационных и коммуникативных технологий способно в значительной мере менять образовательные форматы и стимулировать достижение нового качества в области обучения, воспитания, развития детей и организации образовательного процесса

Информационные и коммуникативные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего, в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциалаучителя и ученика.

1. В сфере преподавания правового курса использование информационных и коммуникативных технологий открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Повышается и собственно качество наглядности, и её содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и

структурирование учебного материала через гипертекст.

Появляется возможность для концентрации больших объёмов учебного

материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных преподавателей в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы.

Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в правовом обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению.

Безусловно, использование такой наглядности делает процесс обучения

более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.

2. В сфере организации самостоятельной творческой работы учащихся информационные и коммуникативные технологии играют серьёзную роль

как инструмент поддержки инновационных технологий, в том числе и во внеурочной работе.

Прежде всего, они становятся основой для метода проектов, для самостоятельной учебно-исследовательской, игровой деятельности. Сегодня в школах города массово реализуются предметные, межпредметные и надпредметные проекты, в том числе и международные, на базе информационных технологий, которые способствуют реализации творческого потенциала детей, активизации их познавательной активности, ориентации в современных проблемах науки, культуры, социальной жизни.

Широко используются информационные технологии для организации игровой деятельности учеников.

Информационные и коммуникативные технологии становятся основой

для организации дистанционного обучения.

Также надо отметить важную роль дистанционных технологий при семейной форме обучения, экстернате и др.

3. Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе информационных и коммуникативных технологий характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, темпов выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того,они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

Ещё один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе информационных и коммуникативных технологий психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.

Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем.

А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии создают новые возможности для решения организационных вопросов в процессе обучения.

Созданные программные комплексы, включающие в себя электронные

классные журналы и дневники учащихся, позволяющие оперативно и регулярно вести контроль посещаемости, успеваемости, личностной динамики, обеспечивают возможности получения объективной и достоверной информации о каждом ребенке, доступной педагогам и родителям.

Родители получают доступ не только к информации об учебных результатах своего ребёнка, но и о домашних заданиях, экскурсиях, мероприятиях, происходящих в школе и классе и пр.

Кроме того, такие программные комплексы создают возможности для накопления информации о результатах деятельности учителя и создают информационную базу для анализа результатов работы образовательного учреждения в целом.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения и т.д. На смену объяснительно-иллюстративным, репродуктивным методам обучения приходят новые информационно-поисковые. Общепризнанным является то, что психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач учебной деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии.