Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
Информационные и коммуникативные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. «Возможности человека сегодня определяются не тем, где он живет, а тем, какое образование он получил. Необходимо, чтобы не только школы, но и университеты были ориентированы на Интернет. Использование современных технологий в профессиональной деятельности определяет его конкурентоспособность»1. «Есть три фактора, которые определяют конкурентоспособность любого человека – это твои знания, это доступ к технологии, которая связывает тебя с теми, кто обладает похожими знаниями или иными знаниями, и третье – это среда, которая мотивирует тебя на развитие. И вот если человек попадает в среду, которая ориентирует его на взаимосвязь с другим миром или с окружающим его миром, за пределами
своего города, села, страны, социального слоя, в котором он находится. И при этом человек вооружен знаниями, сопоставимыми с тем, как вооружен этими знаниями его коллега или сослуживец в Индии, в Бангладеш, в Канаде, в любой другой точке мира человек становится значительно, более свободен в принятии решений, чем заниматься, какую пользу обществу приносить и куда двигаться дальше».
На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сфере правого образования. Информационные и коммуникативные технологии используются непосредственно на занятиях в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе.
Данные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира,
приобретения умений и навыков в совершенствовании профессионального мастерства. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в учебный процесс приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.
Простейшим видом телекоммуникаций является электронная почта, значение которой заключается в следующем:
- стимулирует и облегчает обмен опытом среди преподавателей раз-
личных учебных дисциплин;
- повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;
- расширяет коммуникативную практику студентов;
- делает возможным использование новых методических приёмов,
основанных на сопоставлении собственных данных студентов и тех, что получены по электронной почте.
Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов, которые посвящаются определенной теме.
Они включают разнообразные виды деятельности студентов по подготовке и передаче, получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, а также использование системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений в дальнейшем в своей профессиональной деятельности. Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях США, Канады, Великобритании, Японии и т.д. В России же они ещё не достаточно развиты, и российское образование делает первые шаги в данной области.
Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей Internet обладает большими потенциальными возможностями. Они поразительны и практически безграничны. Основными идеями использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте являются:
• свободная переписка;
• глобальный класс;
• электронные встречи;
• электронное обучение;
• ролевые игры.
Все это позволяет спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрировать его материал с учебным курсом.
Особенно это важно в правовом образовании, т.к. российское законодательство обновляется, чуть ли не каждые полгода.
Компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации стали основой для построения современных информационных систем. В последнее десятилетие большое развитие получили информационно-обучающие системы, хотя в них до сих пор отсутствует общепризнанная психолого-педагогическая теория компьютерного обучения. Компьютерные обучающие программы продолжают создаваться и применяться без необходимого учёта принципов и закономерностей обучения.
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям, современный персональный компьютер находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий, которые позволяют:
• активизировать учебный процесс;
• индивидуализировать обучение;
• повысить наглядность в предъявлении материала;
• сместить акценты от теоретических знаний к практическим;
• повысить интерес к обучению.
Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации позволяют специалистам получать в нужное время в полном объёме всю необходимую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и даже бытовых интересов.
Современные коммуникационные технологии обеспечивают полный и
оперативный доступ к мировым потокам научно-технической информации, созданию международных распределенных баз и банков научно-технических данных, эффективного глобального мониторинга в исследовательских целях, дистанционного использования зарубежных интеллектуальных ресурсов.
Сделаны важные шаги в направлении унификации таких составляющих международной научно-инновационной инфраструктуры, как стандарты, системы сертификации, механизмы охраны прав интеллектуальной собственности и т.п.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребёнка в постиндустриальное общество. Компьютерные технологии должны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Осознанное и целенаправленное применение информационных и коммуникативных технологий способно в значительной мере менять образовательные форматы и стимулировать достижение нового качества в области обучения, воспитания, развития детей и организации образовательного процесса
Информационные и коммуникативные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего, в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциалаучителя и ученика.
1. В сфере преподавания правового курса использование информационных и коммуникативных технологий открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Повышается и собственно качество наглядности, и её содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и
структурирование учебного материала через гипертекст.
Появляется возможность для концентрации больших объёмов учебного
материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных преподавателей в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы.
Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в правовом обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению.
Безусловно, использование такой наглядности делает процесс обучения
более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.
2. В сфере организации самостоятельной творческой работы учащихся информационные и коммуникативные технологии играют серьёзную роль
как инструмент поддержки инновационных технологий, в том числе и во внеурочной работе.
Прежде всего, они становятся основой для метода проектов, для самостоятельной учебно-исследовательской, игровой деятельности. Сегодня в школах города массово реализуются предметные, межпредметные и надпредметные проекты, в том числе и международные, на базе информационных технологий, которые способствуют реализации творческого потенциала детей, активизации их познавательной активности, ориентации в современных проблемах науки, культуры, социальной жизни.
Широко используются информационные технологии для организации игровой деятельности учеников.
Информационные и коммуникативные технологии становятся основой
для организации дистанционного обучения.
Также надо отметить важную роль дистанционных технологий при семейной форме обучения, экстернате и др.
3. Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе информационных и коммуникативных технологий характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, темпов выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того,они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
Ещё один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе информационных и коммуникативных технологий психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.
Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем.
А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии создают новые возможности для решения организационных вопросов в процессе обучения.
Созданные программные комплексы, включающие в себя электронные
классные журналы и дневники учащихся, позволяющие оперативно и регулярно вести контроль посещаемости, успеваемости, личностной динамики, обеспечивают возможности получения объективной и достоверной информации о каждом ребенке, доступной педагогам и родителям.
Родители получают доступ не только к информации об учебных результатах своего ребёнка, но и о домашних заданиях, экскурсиях, мероприятиях, происходящих в школе и классе и пр.
Кроме того, такие программные комплексы создают возможности для накопления информации о результатах деятельности учителя и создают информационную базу для анализа результатов работы образовательного учреждения в целом.
Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения и т.д. На смену объяснительно-иллюстративным, репродуктивным методам обучения приходят новые информационно-поисковые. Общепризнанным является то, что психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач учебной деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии.
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература