Семинары по форме разнообразны.
Примерная классификация видов семинарских занятий.
1) семинары, взаимосвязанные с лекционным курсом, являющиеся
его органическим дополнением или продолжением;
2) семинары, независимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;
3) практические семинары, практикумы. Цель их проведения – отработка конкретных навыков.
В практике преподавания юридических дисциплин сложился ряд видов
семинаров. Основные из них таковы:
• развернутая беседа на основе плана семинара;
• устные доклады отдельных студентов с последующим обсуждением
их;
• обсуждение письменных рефератов, заранее написанных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными студентами до семинара;
• теоретическая конференция, дебаты, симпозиум, коллоквиум;
• письменная контрольная работа;
• устный опрос студентов по вопросам плана семинара;
• комментированное чтение сложных источников права, а также решение юридических задач и упражнений;
• деловые игры.
Среди всего разнообразия существующих в настоящее время методик
проведения семинарских занятий хотелось бы выделить две наиболее распространенные.
Первую методику условно можно было бы назвать обучающей, традиционной, ориентированной на преподавателя. Согласно этой методике одни студенты, приходя на семинар, представляют свои рефераты или доклады, а другие слушают их. Преподаватель пытается активизировать аудиторию, организовать дискуссию. Для проведения подобных семинаров необходимо соблюдение рада условий: наличие разработанных преподавателем контрольных вопросов и тем, наличие списка рекомендованной литературы и источников, возможность доступа к этой литературе. Данная методика будет оптимальной в условиях стабильного развития общества и при наличии известных потребностей практики.
Однако возрастает интерес ко второй методике, которую условно можно назвать тренирующей, инновационной, ориентированной на учащегося. Её цель – активизация творческого потенциала студентов.
Формы её разнообразны. Выделим лишь некоторые из них.
Первая форма – организационно-деятельная игра. Проведение таких игр
помогает активизировать творческий потенциал учащихся, выработать у них
умение анализировать сложные социальные процессы, привить навыки коллективной работы над конкретной проблемой.
Вторая форма – диалоги персоналий (дебаты). Во время игры студенты
сопоставляют позиции учёных, представляющих различные научные правовые школы.
Третья форма – творческие работы, проекты. Задача подготовки таких
работ – почувствовать вкус к юридическим рассуждениям, сформировать интерес к самостоятельному творчеству, осуществить междисциплинарный подход.
Четвертая форма – тренировка основных навыков и умений.
В основу второй методики положена следующая схема: преподаватель -
эксперт, арбитр, тренер, консультант. Студент – активное звено, он собирает
информацию, применяет свои навыки и использует знания в конкретной ситуации. Слабые звенья методики: преподаватель должен быть готов ко всяким неожиданностям, даже к тому, что он может чего-то не знать.
Таким образом, выбор оптимального варианта методики проведения семинарского занятия зависит от преподавателя и определяется многими факторами: спецификой предмета, потребностями подготовки конкретных специалистов, возможностями преподавателя и готовностью студента. В современных условиях семинарские занятия должны активизировать творческий потенциал обучаемых, способствовать познанию ими собственной личности, своих способностей, дать инструмент поддержки себя в этом сложном, меняющемся мире.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные типы лекций.
2. В чём состоит основная методика проведения лекции?
3. Что такое семинар и каковы его основные особенности?
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература