logo
ТМОП учебник

Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву

Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо научиться пользоваться современными педагогическими технологиями, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывать то обстоятельство, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т.е. чётко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с адекватной технологией их решения. Лишь в этих условиях представляется возможным превращение учебно-воспитательной работы из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс.

Анализ определения понятия «педагогическая технология» обнаруживает вариативность его трактовок. Оно понимается как проект учебно-воспитательного процесса, как модель этого процесса, как закономерности и принципы его организации, как система учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как методы, средства, операции, способы, приёмы, условия, формы организации

учебно-воспитательного процесса и т.п.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на её основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия учителя и учащихся, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания. Это внутренняя составляющая учебного процесса.

В педагогике существуют авторские педагогические технологии

И.П. Иванова, Л.А. и Б.П. Никитиных, В.Ф. Шаталова и др. Многие технологии ещё только разрабатываются.

«Технология» – слово греческого происхождения, которое в оригинале

обозначает знание о мастерстве.

Сегодня под технологией понимают, с одной стороны, совокупность

приёмов и способов обработки, изменения состояния и свойств объекта с це-

лью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, а с другой стороны, – науку о таких способах. При имеющихся различиях в подходах к объяснению сущности и содержания педагогической технологии все они направлены на создание оптимальных условий для решения практических задач.

Педагогическая технология определятся как научное обоснование выбора оптимального операционного воздействия педагога на учащегося в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него ценностного отношения к этому миру.

Для современного этапа развития образовательных технологий характерна ориентация на конкретного обучаемого. Особенно актуальна индивидуализация процесса обучения для дистанционного и виртуального, т.е. «массового», образования. В то же время, большинство образовательных систем «перегружены» учебной информацией до такой степени, что обучаемый в силу ограниченности психофизиологического потенциала не может усвоить весь объём знаний, предлагаемых в учебной программе. Многие исследователи пытаются решить ту проблему, разрабатывая способы, методы и модели для более интенсивного усвоения материала учащимися (например, модель полного усвоения знаний

Б. Блума).

В зависимости от психологических структур (И.Я. Лернер) выделяются и классифицируются следующие технологии: информационные (формирование знаний, умений, навыков); операциональные (формирование способов умственных действий); эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).

Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное – может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, формировании в нём таких качеств, как толерантность, искренность, креативность.