Понятие, цели, содкржание правового воспитания
Правовое воспитание – особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, СМИ, школа, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.
Правовое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая мировоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики.
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании – правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое.
Идеологическое воздействие на общественное правовое сознание означает соответствующее влияние на групповое и индивидуальное сознание, в то же время правовое воспитание отдельных индивидов и их групп обусловливает формирование и развитие общественного правосознания.
Правовое воспитание представляет собой многоцелевую деятельность,
предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Не всё так просто в понимании правового нигилизма в российском обществе. Русская мысль об этом спорит уже давно, т.к. России свойственна подмена правосознания этическими воззрениями, развитие «внутренней правды», а не внешнего оформления нормы закона. В свое время Л.Н. Толстой, называя юридическую науку «болтовней» о праве, требовал заменить право нравственными проповедями.
Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная
политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву.
В настоящее время сохраняется и традиционная задача правового образования – профилактика правонарушений несовершеннолетних. В педагогических коллективах очень часто бытует искаженные стереотипные представления о ней. Работа сводится только с учениками девиантного поведения. А их меньшинство в классе. Или присутствует позиция другой крайности: все учащиеся рассматриваются как потенциальные правонарушители, без исключения.
Таким образом, социальная ценность права сводится к уголовному праву, отождествляется с ним. Поэтому в данной сфере нужно пересматривать многие устаревшие позиции правового воспитания. Долгие годы правовоспитательная деятельность была направлена в основном на рациональную сферу сознания.
Однако человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска, положительная или отрицательная, существенно влияет на характер и направленность правового поведения людей. Все это требует усилить внимание к проблемам развития правового чувства средствами предмета и обуславливает ещё одну задачу правового образования – обеспечение гуманистически развитой эмоционально-волевой сферы правосознания учащихся, устойчивых реакций в области права.
Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель – правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях.
Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответстсвующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально юридическую активность.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда,
правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.
Задачами отдельных уроков, содержащих правовые знания, может быть
формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в правовой сфере, отношения к праву как социальной ценности, организация усвоения навыков положительного правового поведения.
Правосознание – это отражение в сознании правовых явлений. Отражение этих явлений может происходить на разных уровнях.
Обыденное правосознание – это уровень сознания необходимости права, который возникает в ходе повседневной деятельности людей. Задача учителя поднять данный уровень до теоретического и, возможно, в вести в сферу профессионального уровня, заинтересованности юридическими специальностями.
Виды правосознания
Общественное правосознание это правовые взгляды, идеи, чувства конкретного общества
Массовое правосознание – оно характерно для нестабильных, временных объединений людей
Групповое правосознание - это разновидность коллективного правосознания
Индивидуальное правосознание – правосознание отдельной личности
История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых создаётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся:
• совершенствование законодательства;
• освоение достижений логико-правового мышления;
• повышение уровня правовой деятельности;
• увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения;
• совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;
• разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
• изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования».
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с
гражданами, качественное преподавание права в школах, колледжах, вузах и
других учебных заведениях, надлежащее кадровое обеспечение юридических
учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.
Одно из условий развития правовой культуры – преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.
Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.
Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы воспитательной работы – приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка»2. К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература