Дидактические основы правового обучения
Наука обучения – это не искусство заставить.Это не умение убедить ученика учиться.
Это наука создавать условия, при которых ученик сам себя убеждает в этом. Дидактика (от греч. «didakitos» – поучающий, «didasko» – изучающий) – отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы
образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика изучает
закономерности и специфику образования и обучения общеобразовательной,
профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах
обучения».
Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства
обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику Я.А. Коменский. В нач. XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времён В. Ратке остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить?
Для того чтобы рассмотреть непосредственно вопросы педагогико-
правовой дидактики (педагогической юриспруденции) необходимо напомнить,что дидактика, по мнению разных авторов, занимает разное место – одни считают, что дидактика – это часть педагогики, другие – что она выделилась в самостоятельную научную область. Не одинаково определён и предмет дидактики, и главные отношения, изучаемые дидактикой.
Дидактика – это отрасль педагогической науки, изучающая обучение вместе с передаваемым посредством него содержанием образования. Таким образом, педагогико-правовая дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая общие основы обучения специальным юридическим и общеправовым дисциплинам, а также вопросы правового воспитания и формирование правового сознания. Её можно отнести к так называемым частным дидактикам (теориям обучения отдельным предметам), поскольку, по сути, является теорией обучения учебным предметам, но не одному, а объединённым содержанием учебного материала, его особенностями, целями и результатами обучения данным дисциплинам.
Для каждой науки, в том числе и для дидактики присущи предмет, объект,
закономерности, принципы и иные основные категории.
Предмет и объект в педагогике рассматриваются как отражаемое (объект) явление и отражённое (предмет) явление. Объект – это область действительности, на которую направлена деятельность, а предмет – это связующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ исследования объекта. Таким образом, объект педагогической юриспруденции – правовое обучение в его современном состоянии. Предмет педагогико-правовой дидактики – содержание правового образования и организация учебного процесса.
Более полно, в предмет включаются помимо этого цели, содержание, закономерности, методы, принципы правового обучения.
Главным для дидактики, с токи зрения психологии, является познавательное отношение, то есть отношение ученика к учебному материалу.
С точки зрения педагогики – отношения между двумя деятельностями –
преподаванием и учением.
Преподавание – это деятельность тех, кто обучает, связана с передачей
социального опыта, в данном случае правовых знаний, и развитием личности
обучаемого с целью подготовки высококвалифицированного специалиста – как юриста, так и по другой специальности, поскольку в настоящее время одним из необходимых качеств конкурентоспособного специалиста является его подготовленность в сфере юридических и экономических знаний. Учение – это деятельность тех, кто обучается.
Именно дидактическое отношение преподавание-учение возникает, когда познающая деятельность направляется по специальному плану, ставящему определённую цель.
Педагогическая юриспруденция, как частная дидактика призвана обосновывать и направлять педагогическую практику по обучению юридическим и общеправовым дисциплинам.
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература