logo
ТМОП учебник

Игры на уроках права игровой метод

Обучения представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических психологических и педагогических исследований, т.к. игра является одним из древнейших методов обучения. Среди них особое место принадлежит вопросу об использовании игры в учебных целях. В мировой педагогике выделяется несколько понятий, тесно связанных с использованием игры в учебных целях: моделирование, имитация, состязательность.

В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра содержит помимо цели, момент состязательности. Устоявшееся в мировой педагогике понимание игры охватывает любое соревнование, или состязание между играющими, действия, которых ограничены определёнными условиями и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы, приза).

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли, направленные на развитие определённых навыков и умений. Ролевую игру можно разделит:

- собственно ролевую игру, когда деятельность учащихся обусловлена только ролью, ограничивающей развёртывание событий в установленных

рамках;

- сюжетную, в которой присутствует только сюжет ситуации без индивидуализации ролей;

- сюжетно-ролевую игру основой, которой является и сюжет, и ролевые предписания;

- тренинг – специальная форма ролевой игры, в которой субъект играет себя в условной жизненной ситуации и нацеленная на развитие личностных качеств и самопознание.

По сложности моделируемых ситуаций ролевую игру можно различить

на: знакомую – новую, кратковременную – продолжительную, подразумевающая деятельность от лица определенной социальной группы и от своего лица.

Участие может быть непосредственным и косвенным, путём наблюдения.

Второй подтип – спонтанная игра – организуется спонтанно, без участия педагога, но на основе ранее полученных знаний (многочисленные детские игры) и несущая педагогический заряд.

Имеется определённый сценарий, известен конечный результат.

Признаки ролевой игры:

- ситуация может быть не только вымышленной, но и реальной;

- ролевые игры возможны в различных формах: моделирование,

учебный суд, рассмотрение моральной дилеммы и др.;

- в ходе ролевой игры участники должны занять определённую позицию, научиться отстаивать мнение.

Ролевая игра является разновидностью психодрамы (социодрамы) – подобие импровизированной театральной постановки по сюжету. Причем роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников.

Стажировка с выполнением должностной роли – форма и метод активного обучения контекстного типа, при котором «моделью» выступает сама деятельность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки – выполнение под контролем её организатора определённых действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения, обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.

Имитационный тренинг предполагает отработку определённых специализированных навыков и умений по работе с определёнными техническими средствами и устройствами. Профессиональный контекст создаётся здесь как с помощью предмета деятельности (реального технического средства), так и путём имитации условий его применения.

Разыгрывание ролей (инсценировки) – способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежит проблема взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства. Этот метод активного обучения контекстного типа направлен на развитие поведенческих умений как профессионального, так и социального характера. Происходит отработка действий игроков в заданных предметно-социальных условиях (проще деловой игры по количеству участников, однозначности решений, контролю ситуаций и т.д.)

В последнее время ролевые игры находят всё более широкое применение в учебном процессе. Через правовые ролевые игры педагог доносит до учащихся ценности и принципы правового общества, развивает позитивное отношение к закону.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что её предмет – сама человеческая деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединена решением главной задачи и ориентирует своё поведение на выигрыш. Её основными структурными элементами являются:

- моделируемый объект учебной деятельности;

- совместная деятельность участников игры;

- правила игры;

- принятие решений в изменяющихся условиях;

- эффективность принимаемого решения.

В зависимости от направленности целеполагания, можно выделить деловые, ролевые, иллюстративные, дидактические правовых игры.

Деловые игры – применяемые для обучения школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем, в которых

взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные подходы к разрешению ситуации. Обычно деловая игра проводится в четыре этапа:

• знакомство участников с целями, задачами и условиями игры;

• инструктаж относительно порядка проведения игры;

• разделение участников на несколько ролевых групп;

• анализ, оценка процесса и результатов игры.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Иллюстративные игры – применяемые с целью детального разъяснения

правовых явлений и понятий и служит для глубокого осмысления юридической мысли, осознания сущности права, выработке гражданственности и позитивного отношения к любым правовым последствиям.