Формы дискуссий
1.Круглый стол – модель обсуждения некоторого вопроса, с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения. Для круглых столов характерно:
• отсутствие чётко определенных позиций;
• наличие лишь участников обсуждения;
• равенство позиций всех участников.
Считается, что в процессе круглых столов оригинальные решения рождаются редко.
2.Заседание экспертной группы – (панельная дискуссия) в начале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (обычно 4-6 человек с председателем), а затем излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с общением, которое не должно перерастать в долгую речь.
3.Форум – обсуждение, сходное с «заседание экспертной группы», в ходе которой эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.
Симпозиум – более формализованное занятие по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
4.Прения, обсуждение вопроса, дела в общественном собрании, в особенности в законодательных палатах.
Порядок дебатов в парламентах устанавливается особым регламентом (наказом)1. Явно формализованное обсуждение на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд и опровержений.
5.Мозговая атака – оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Для проведения мозговой атаки создаются две группы:
• участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
• члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
6.Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.
7. Несколько особняком стоит так называемая техника аквариума. Такое
название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди видов учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.
Процедурно техника аквариума выглядит следующим образом:
• постановка проблемы, её представление классу исходит от учителя;
• учитель делит класс на группы. Обычно они располагаются по кругу;
• участники каждой группы выбирают представителя, который будет
представлять позицию группы всему классу;
• группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения;
• учитель просит представителей групп собраться в центре класса,
чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от неё указаниями. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям через записки;
• учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять таймаут для консультации;
• аквариумное обсуждения проблемы между представителями групп
заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения;
• после такого обсуждения проводится критический разбор всем
классом.
Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что упор делается на самом процессе представления точки зрения, её аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересовано следит за работой и поддерживает связь со своим представителем. Техника аквариума не только усиливает включенность учащихся в групповое обсуждение проблемы, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и даёт возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.
Роли в группе:
• «Ведущий» – его задача – организовать обсуждение вопросов и вовлечь всех членов группы в работу.
• «Аналитик» – задаёт вопросы учащимся по ходу обсуждения проблемы.
• «Протоколист» – фиксирует всё, что относится к решению постав-
ленной задачи.
• «Наблюдатель» – оценивает участие каждого члена группы.
Правила ведения дискуссии (Фонд Фридриха Наумана).
- Истина не принадлежит Вам, как и не принадлежит никому.
- У Вас есть право на собственное мнение, но нет монополии на факты.
- Не говорите «Вы не правы», только – «Я с Вами не согласен».
- Необходимо опираться на надежную фактическую базу.
- Желательно в начале выступления уточнить аргумент диспутанта,
который Вы хотите оспорить; нельзя превращать реплику в доклад; если Вы не можете развить аргумент в течение трёх минут, с Вашими аргументами что- то не так.
- Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников;
вдруг именно в нём, даже «банальном» и «странном» содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.
- Обсуждая тему «А», не начинайте тему «Б».
- Если Ваш аргумент кажется Вам слишком наивным и простым, не
стесняйтесь – как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
- Говорите сейчас, здесь, во время дискуссии, а не потом в коридоре.
- Формулируйте тезис в начале или в конце Вашего выступления.
- Каждый имеет право на молчание.
- Соблюдайте регламент: сообщение эксперта – 7 мин.; выступление
– до 3мин.; вопрос – 1 мин.
Недостатки: большие временные затраты на подготовку и проведения
учебной дискуссии и недостаточный уровень дискуссионной культуры учащихся.
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература