logo
ТМОП учебник

Средства учебной деятельности

В процессе правового обучения ученик под руководством учителя с по-

мощью средств обучения познаёт окружающий мир, адаптируется в нём. Следовательно, для него процесс обучения – процесс познания, а его деятельность – познающая.

Учитель права в процессе обучения организует познавательную деятельность учеников, выступает в роли источника информации, контролирует и оценивает видимые результаты, корректирует ход процесса обучения, непрерывно воспитывает учащихся и т.д.

В правильно организованном процессе обучения учитель права должен

дать своим ученикам возможность чувственного восприятия изучаемых явлений или объектов. Таким образом, средства обучения незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых явлений и объектов. Но этот образ субъективный, в нём отражается лишь внешняя сторона явления.

Задача правового обучения – отправляясь от чувственно-наглядного образа, подвести учащихся к глубинной сущности правовых явления, что связано с абстрактным мышлением, введением и использованием абстрактных понятий. Наглядные средства обеспечивают постоянную связь мышления с наглядными образами, выполняя три основные функции:

1) познавательную – обогащая процесс мышления новыми деталями, которые

утрачены в абстрактных понятиях, и помогая раскрыть внутренние свойства

изучаемого явления;

2) управления познавательной деятельностью человека – способствуют оптимальному усвоению представлений, законов, понятий, теорий, умений и навыков у учащихся в соответствии с учебной программой, познакомить учащихся с научными методами и способами применения знаний на практике;

3) увеличивают возможности учителя как воспитателя, источника информации, организатора и контролёра.

Помимо этих типичных функций, которые свойственны для всех средств обучения как материальных, так и не материальных, выделяются специфические функции, которые свойственны для отдельных средств обучения.

В целом все средства обучения выполняют следующие функции:

1) мотивационную и стимулирующую: внешнее воздействие на мотивационную и эмоциональную сферу оказывает внешнее оформление пособия. Это формальное влияние возбуждает интерес, побуждает учащихся воспользоваться этим пособием. Если говорить о нематериальных средствах, то, например, демонстрация межпредметных связей выполняет ту же функцию;

2) информационно-экспозиционная: выступает как носитель информации, которая в нём закодирована; выступает как средство передачи определённого положения процессов, явлений, т.е. обращается к определённой деятельности

(схемы, таблицы);

3) аппликационная при формировании сознания (позволяет до определённой меры обрабатывать информацию об объектах реальности);

4) упражнения (развиваются умения и навыки манипулирования (схемы, графики, таблицы), делать дедуктивные заключения, работа с источниками,

нормативными актами;

5) контроля и оценки: наиболее широкие возможности в пособиях с обратной связью.

Применение средств обучения зависит от учителя, от принятой им методики изучения учебного материала. Надо отметить, что технические средства, например, меняют структуру занятия, его форму, ритм, позицию преподавателя. Например, при использовании учебного фильма урок строится согласованно стой методикой, которая принята в кинофильме. Целесообразно использовать только высококвалифицированным педагогам, т.к. неумелое использование снижает эффективность, делая абсолютно ненужным.

При применении средств обучения, планируя занятие преподаватель:

1) выделяет учебный материал, для изучения которого необходимо применение

средств обучения;

2) отбирает пособия, необходимые для решения поставленной задачи;

3) знакомится с пособием, конкретизирует его, уточняет задачи применения;

4) определяет место пособия на занятии;

5) продумывает методику работы с пособием на занятии.

Таким образом, происходит перераспределение рабочего времени преподавателя:

- возрастает время на подготовку,

- уменьшается время словесного изложения материала,

- увеличивается время на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

Эффективность средств обучения зависит от их педагогического и технического качества, от профессиональной подготовки учителя права, от условий, в которых они применяются.

Техническое качество зависит от уровня развития техники, чем выше развитие промышленности, тем выше качество средств.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения.

Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя права. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обучения. Например, при объяснении логически сложной темы более эффективно рассказ сопровождать презентацией или видео сюжетом, иллюстрирующим теорию. Зрительное восприятие учащихся во время демонстрации также должно быть организовано: человек запоминает лучше то, на чём был зафиксирован его взгляд.

Высокие требования предъявляются к поведению преподавателя во время демонстрации. Он должен стоять лицом к классу сзади объекта или сбоку от него, чтобы не загораживать пособие и видеть поведение класса. При этом он должен одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося. Показывать элементы пособий надо указкой (рекомендуется лазерная указка, её свет будет хорошо виден невооруженным глазом практически при любом уровне освещённости), следя боковым зрением за правильностью её движения. Неправильное поведение преподавателя может спровоцировать шум и другие нарушения дисциплины, осложнить восприятие материала, породить неправильные образы и представления в сознании учащихся.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и

пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество правовых знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным считается 4-5 демонстраций за занятие при изучении трудной темы, считая средства для самостоятельной работы и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо

видны с последних мест. При пятиместных рядах экспонаты на доске должны быть не менее 5 сантиметров в длину и 1 в ширину. Если объекты меньших размеров, то необходимо организовать их теневую проекцию, либо оптическое увеличение изображения, либо использовать раздаточный материал, либо пересадить учащихся на время демонстрации за первые столы.

Профессия учителя относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания) – стили, типы, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста, и, наконец, собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учётом адресата, цели.

Коммуникативная компетентность – это не врожденная способность,

а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания.

Коммуникативная компетентность учителя – способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения.

Вербальные средства включают все словесные компоненты речи – слова,предложения, тексты. Другими словами эффективность использования вербальных средств связана с использованием средств языка, соответственно языковым нормам. Невербальные средства включают все неязыковые знаки. Не следует думать, что речь – это одно, а жесты, мимика, движения – другое. Всё это – единый экспрессивный поток внутренней жизни человека. В процессе общения невербальные средства могут заменять словесную информацию, могут дублировать её, но значительно чаще возникает эффект дополнения смысла сообщения, усиление воздействия: мимика и жесты говорящего, тональность и мелодика речи усиливают её выразительность, логическое ударение помогает структурировать учебный материал.

Информация поступает по разным каналам, её восприятие – целостный процесс – ученик слышит и видит учителя. Поэтому необходимо, чтобы жестово-мимические средства находились в координационной связи с речью.

Речь преподавателя должна обеспечить выполнение задач обучения и

воспитания учащихся. Поэтому к ней предъявляются как общекультурные, так и профессиональные, педагогические требования. Учитель несёт социальную ответственность и за содержание, и за качество речи, и за её последствия. Речь рассматривается как важный элемент педагогического мастерства. Поэтому качество профессионально-речевой подготовленности преподавателя в первую очередь определяется следующими понятиями:

- высокий уровень знания языка (общелитературного и юридического), его выразительных возможностей, средств убеждения;

- владение культурой общения;

- опыт речевой деятельности в учебно-научной сфере общения.

Особенности речи учителя права.

Профессиональная деятельность педагога требует от него поставленного голоса. Голос учителя должен быть гибким, подвижным, звучным.

Таким образом, сама педагогическая деятельность учителя в условиях

учебного занятия определяет особенности педагогической речи:

1. Импровизированность. Казалось бы, речь учителя права на уроке не может быть названа спонтанной, поскольку она в той или иной мере подготовлена; педагог может составить предварительный план, может ясно представить себе, о чём он будет говорить, может даже написать текст. Тем не менее, когда он будет говорить перед аудиторией, а не читать заранее составленный текст, то есть действительно пользоваться устной речью, ем у необходимо будет подыскивать слова на ходу, в значительной степени импровизировать. Ученики, слушая учителя, как бы присутствуют в момент рождения слов, выражений. Создаётся ощущение, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. У импровизации есть свои преимущества перед заранее написанной речью. Необходимость в кратчайший срок отобрать нужные мысли и слова создаёт у оратора большое напряжение, душевный подъём. Но импровизация имеет и слабые стороны, поскольку не всегда и не всякий педагог может сразу привести в состояние готовности необходимый материал. «Мозг человека – великолепный инструмент: начинает работать, когда мы ещё не родились, работает безустанно, днём, ночью, на яву и во сне, до самой смерти, а единственные мгновенья, когда он выключается, это тогда, когда нас просят

встать и сказать несколько слов»1. Поэтому всегда надо продумать речь, её основные положения, чтобы таким образом создать прочный фундамент для импровизации.

2. Устная речь обладает специфическим арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Содержание речи воспринимается учениками по двум каналам – звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Поэтому слово учителя в устной речи почти всегда в той или иной степени сопровождаться интонацией, мимикой и жестикуляцией.

Монотонная речь, совершенно лишённая этих дополнительных средств выразительности, наблюдается очень редко. Жесты, мимика, интонация выполняют очень важную функцию: через них говорящий по преимуществу передаёт своё отношение к предмету речи, через них иногда он сообщает слушателям то, что не поддаётся передачи одним только словом, то, что специалисты по сценическому искусству называют «подтекстом» или речевой интонацией. Интонацией управляют тон, тембр, темп и течение речи.

Мимика, поза, жесты говорящего учителя усиливают смысловую ёмкость, выразительность, эмоциональную содержательность его речи, они к какой-то мере являются наглядным выявлением отношения учителя к предмету своей речи.

3. Непосредственность общения оратора со слушателями, то есть контакт с аудиторией. Когда нет контакта с аудиторией, речь уходит «в воздух».

На уроке учителю не следует держать себя так, как будто он выступает с ораторской трибуны. Он должен говорить просто, рассказывать, а не изрекать. Для установления контакта наиболее уместна непринуждённая манера общения с классом.

4. Направленность, обращённость речи к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбирается в расчёте на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на неё своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдёт во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать её при общении.

5. Иерархия статуса участников ситуации общения, хотя позиции участников педагогического общения могут изменяться. Безусловно, такая иерархия зависит от педагогических традиций, коммуникативной стратегии, тактики и стиля учителя. Один из участников (учитель) имеет «право на речь» и играет роль организатора речевого общения, передавая это «право» по своему усмотрению.