logo
ТМОП учебник

Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала

Вводная лекция. Популярное, ориентирующее изложение.

Установочная лекция. Объяснение с иллюстрацией; репродуктивный метод; проблемное изложение материала

Академическая лекция: традиционная, проблемная, лекция – дискуссия

Репродуктивный метод; проблемный метод; метод дискуссии.

Обзорная лекция (консультация). Репродуктивный метод; проблемный метод.

Итоговая, заключительная лекция .Репродуктивный метод; аналитический метод; метод дискуссии.

Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения какого либо

предмета и в ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе научных знаний.

Основным методом изложения является популярное чтение лекции, заинтересовывающее в изучении той или иной отрасли права, ориентирующее на решение правовых проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы студенты могли себе представить, что они будут изучать какими знаниями и умениями они обогатятся.

Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных правовых вопросов, поставленных проблем.

Академическая («базисная») лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность. Чёткое

планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения («под

конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные знания юридической теории и практики.

Обзорная лекция (консультация) проводится, как правило, перед экзаменами, зачётами. На ней освещаются наиболее важные темы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении учащимися анализируются типичные ошибки и недочёты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела, части изучаемого предмета. Это итоговое занятие после изучения большой темы. Её целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний. Вместе с тем в ходе лекции учащиеся ориентируются на дальнейшее самостоятельное познание, углубление изученного с целью расширения своего кругозора, овладения более широким научным мировоззрением, эрудицией и профессиональной подготовленностью.