Литература
Основная литература:
Морозова С.А. Методика преподавания права в школе [Текст] /
С. А. Морозова. – М.: Новый учебник, 2004. – 224 с.
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву [Текст] / Е. А. Певцова:
Учебник для студ. высших учебных заведений. – М.: Владос, 2003. – 400 с.
Дополнительная литература:
Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных
элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Текст] / Т. И. Акимова. – М.: Владос, 2000. – 78 с.
Ахметова И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека
в средних школах зарубежных стран (государства-участники Совета Европы,
США и Канада) [Текст] / И.Ф. Ахметова. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.1995. – 20 с.
Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовой ценности [Текст] / А.Н. Бабенко // Государство и право. 2005. № 2. С. 102-105.
Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся [Текст]: Учеб. пособ. /
В. А. Балюк. – Новосибирск: НГПИ, 1986. – 100 с.
Барихновская Е.Г. Система правового образования в школе [Текст]: кон-
цепция, учебные программы / Е. Г. Барихновская, Л. В. Мась, Н. И. Элиасберг, А. Я. Юдовская. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 126 с.
Барылкин Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной
школе [Текст] / Л. П. Барылкин // Начальная школа. 1998. № 2. С. 22-25.
Берман В.В. Сущность, специфика правового воспитания [Текст] /
В. В. Берман., А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, Я. В. Соколов. – М.: Дрофа, 1980. –192 с.
Боголюбов Л.Н. Обществоведение. 10-11 кл. [Текст] / Л. Н. Боголюбов.
Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана. – М.: Просвещение, 2001. – 109 с. URL:http://www.prosv.ru/metod/bogolubov10-11/index.htm
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию
[Текст] / С. И. Гессен / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс,
1995. – 448 с.
Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения [Текст] / В. В. Головченко. – Киев: Наукова думка,
1985. – 128 с.
Голоднюк М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступности [Текст]:
учеб. пособ. / М. Н. Голоднюк, В. И. Зубкова. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 19 с.
162
Гольмстен А.X. Опыт методики законоведения как предмета преподавания в средней школе [Текст] / А. Х. Гольмстен. – СПб., 1909.
Гольцев В.А. Правоведение в начальной и средней школе [Текст] /
В. А. Гольцев // Педагогический листок: Приложение к «Детскому чтению».
1892. – № 2.
Гражданское образование. Пособие для учителя. – М.: Московская школа
прав человека, 1998. – 139 с.
Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга [Текст]: Типология,
стандартизация, компьютеризация / А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс. – М.: Логос,2000. – 255 с.
Григорович М.А. Правовое воспитание школьников [Текст] /
М. А. Григорович. – Минск, 1981. – 62 с.
Григорьева Н.А. Государственная политика и практика развития гражданского образования (1956-2006 гг.). [Текст] / Н. А. Григорьева. Автореферат дисс.на соис. уч. степени доктора ист. наук, 2009 г. – 44 с. URL:
http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/istorich/2009/02-2/GrigorevaNA.doc
Гужова В.В. Гражданско-правовое образование и воспитание как важный
фактор социализации личности учащихся [Текст] / В. В. Гужова. URL:
http://www.lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/gugova_1.htm
Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразова-
тельных школ [Текст] / Г. П. Давыдов. Автореферат дисс. на соис. уч. Степени доктора пед. наук. – М., 1985.
Демченко Г.И. Основные вопросы правового воспитания в социалистическом обществе [Текст] / Г. И. Деменко. Автореферат дисс. на соис. уч. степени
канд. юрид. наук. – М., 1978.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика [Текст]: Пособие к раз-
делам «Экономика» и «Право» курса «Обществознание» для 10-11 кл. гуманитарного профиля / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. – М.: Новый учебник, 2000.
Китова Л.А. Роль детских общественных организаций в реализации гражданско-правового образования [Текст] / Л. А. Китова // Основы государства и права. 2001. № 1-2. С. 54-55.
Колобаева Н.Д. Внеурочная деятельность по гражданско-правовому обра-
зованию учащихся [Текст] / Н. Д. Колобаева // Основы государства и права.
2001. № 1-2. С. 55-56.
Коношенкова Л.И. Права человека. Разработка интегрированного урока
по обществознанию. (9 класс) / Основы государства и права. 2000, № 6. С. 70-72.
Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе [Текст] /
И. А. Крыгина. Автореферат дисс. на соис. уч. степени канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону,1999.
Курс «Этико-правовое образование»: практическая деятельность школьников. URL: http://www.sch130.nsc.ru/projects/man/introduction.htm
Ловягин С.Н. Право и лево [Текст]: Пособие для внеурочной работы 7-11
кл. / С. Н. Ловягин – М.: Вита-Пресс, 2000. – 104 с. URL: http://www.okoem.ru/PrLevo.htm
Лукина Н.П. Правовое образование в начальной школе [Текст] /
Н. П. Лукина, Г. В. Терешок, Н. И. Элиасберг. – СПб. 1995. – 126 с.
Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пособ. для студ. пед.
ин-тов / Под ред. А. В. Мицкевич, В. М. Обухова. – М.: Просвещение, 1982. –
174 с.
Методика преподавания основ Советского государства и права: Пособ.
для учит. / Г. П. Давыдов, И. Я. Лернер, Л. С. Бахмутова и др. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в
школе. – М.:. Новый учебник, 2002. – 192 с.
Мильчин А.Э. Издательский словарь–справочник [Текст] / А. Э. Мильчин.
М.: Юристъ, 1998. – 427 с.
Михалина О.А. Гражданское образование как проблема социальной философии [Текст] / О. А. Михалина. Автореферат дисс. на соис. уч. степени канд.филос. наук. – Новосибирск, 2004.
Мотехина М.В. Эволюция системы школьного правового образования в
России[Текст] / М. В. Мотехина. Актуальные проблемы социально-
политического развития общества: Сб. научн. статей. Вып. 5. – М., 2001.
Настольная книга учителя обществознания: Справочно-методичесоке пособие / Сост. Т. И. Тюляева. – М.: Астрель, 2003. – 432 с.
Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Текст] / К. В. Науменкова. – М.: БЕК, 1997 . – 339 с.
Никитин А.Ф. Концепция и программа курса «Гражданское образование»
[Текст] / А. Ф. Никитин. – М.: Московская школа прав человека, 1996. – 25 с.
Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся [Текст] /
А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.
Никитин А.Ф. Политика и право. [Текст]: Пособие для учителей /
А. Ф. Никитин, Н. Г. Суворова, Т. И. Тюляева. – М.: Просвещение, 1995. – 128 с.
Нравственно-правовое воспитание подростков / Под. ред. И. А. Царик,
А. В. Торхова, Н. Ю. Клышевич. – Мн.: Нац. ин-т обр., 2000. – 120 с.
Обухов В.М. Педагогические основы формирования социально-правового
опыта подростков [Текст] / В. М. Обухов. Автореф. дис. на соис. уч. степени
док. пед. наук. – М., 1988.
Организация внеурочной работы по праву / Сб. статей. М.: Новый учеб-
ник, 2002. – 440 с.
Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении.
Региональный опыт / Сб. материалов. – М.: Новый учебник, 2002. – 272 с.
Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / Е. А. Певцова. – М., 2003. – 416 с.
Певцова Е.А. Правовая культура личности. О некоторых аспектах поведения человека в обществе [Текст] / Е. А. Певцова // Основы государства и права.
2001. № 1-2. С. 30-39.
Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре
и правовому сознанию [Текст] / Е. А. Певцова // Журнал российского права.
2004. № 3 С. 70-81.
Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. – М.: Права человека, 2003. – 216 с.
Петренко О.Л. Дебаты на уроках права [Текст] / О. Л. Петренко // Основы
государства и права. 1997. № 5. С. 32 – 33.
Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики [Текст] / В. Р. Петров. Автореферат дисс. на соис. уч. степени
канд. юрид. наук. – Нижний Новгород, 2000.
Полежаев Д.В., Ловничая Т.Н. Становление правового пространства личности учащегося в системе непрерывного гражданско-правового образования и воспитания [Текст] / Д. В. Полежаев, Т. Н. Ловничая. URL: http://borytko.nm.ru/papers/subject1/polezhaev.htm
Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики [Текст] / Т. М. Почтарь. Автореферат дисс. на соис. уч.степени канд. юрид. наук. – М., 2001.
Прyтченков А. Парадоксы гражданского образования в современной Рос-
сии [Текст] / А. Прутченков // Воспитание школьников. 2006. № 10. С. 2-4.
Права человека: методика преподавания в школе (9-11-е кл.) / Сост.
И. В. Бочаров, О. Г. Погодина, Т. Е. Помадова, А. Б. Суслов, А. Н. Цуканов. –
Пермь: Здравствуй, 2000. – 2008 с.
Правовое воспитание в Российской Федерации. URL: http://www.allpravo.
ru/library/doc108p/instrum3996/item3999.html
Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный
опыт / Сборник материалов. – М.: Новый учебник, 2002. – 208 с.
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учи-
теля. В 2 т. – М.: Реал-А, 2000. – 335 с.
Прокопенко Т.П. Гражданско-правовое образование сущность, цели, со-
держание [Текст] / Т. П. Прокопенко. URL: http://kripk.onego.ru/divisions/vestnik/
j06/10.doc.
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия
практического права [Текст]: Методические материалы для преподавателя к тому I: Учеб.-метод. Пособие / В. Н. Пронькин, А. Б. Гутников – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2001.– 512 с.
Рыбин В.А. Нравственно-педагогическая педагогика Нового времени
[Текст] / В. А. Рыбин. – М.: Университетская книга, 2006. – 456 с.
Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики [Текст] / И. Ф. Рябко. – М.:
НОРМА-ИНФРА 2001. – 157 с.
Семина Л. и др. Право на каждый день [Текст] / Л. Сёмина, И. Фесуненко,
Ю. Черткова. – М.: Магистр, 1997. – 104 с. URL: http://school-ector.relarn.ru/
prava/school/classes/7/
Система правового образования в школе и воспитания гражданина Рос-
сии. Четвертый этап. 10-11 кл. / Под ред. Н. И. Элиасберг. – СПб.: 2000. – 361с.
Специальная литература
Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в
переходный период [Текст] / В. В. Сорокин. Автореферат дисс. на соис. уч. степени доктора юрид. наук. – Екатеринбург, 2003.
Сто уроков по правам ребенка [Текст] / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик,
И. А. Царик. – Мн.: Угниверситетское, 1998. – 120 с.
Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового
государства [Текст] / В. В. Стреляева. Автореферат дисс. на соис. уч. степени
канд. юрид. наук. – М., 2006. – 183 с.
Суворова Н.Г., Петрова Т.В. Оценивание достижений учащихся в области
правового образования [Текст] / Н. Г. Суворова, Т. В. Петрова. – М.: Новый
учебник, 2003. – 192 с.
Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика [Текст]
/ Е. В. Татаринцева. – М.: Высшая школа, 1990. – 174 с.
Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М.:
Новый учебник, 2002. – 448 с.
Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и
правовая активность граждан [Текст] / И. В. Тепляшин // Журнал российского права. 2002. № 1
Тростников В. Симфония права и правосознания [Текст] / В. Тростников
// Юридический мир. 2005. № 8. С. 26-29.
Учимся понимать детей: как видят несовершеннолетнего правонарушите-
ля будущие педагоги // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной
экспертизы: Сб. науч. тр. – Мн.: Право и экономика, 2006. – С.72-78.
Хоронько Л.Я. Воспитание толерантности и проблема гражданско-
правового пространства [Текст] / Л. Я. Хоронько. URL: http://www.mgopu.ru/
pvu.old/sobor/magazin/4/11.doc
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО
23 апреля 2002 [Текст] / А. В. Хуторской. Центр «Эйдос». URL:
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Элиасберг Н.И. «Я и мой мир». Новый курс по этико-правовому образованию [Текст] / Н. И. Элиасберг // Начальная школа. 1999. № 1.
Элиасберг Н.И. Межпредметные и внуртикурсовые связи при изучении
вопросов права в курсе обществознание [Текст] / Н. И. Элиасберг. Автореферат дисс. на соис. уч. степени канд. пед. наук. – Л., 1983 – 26 с.
Omstein A. Strategies for Effective Teaching. – New York: Harper Collins Publishers,1990.
Нормативно-правовые акты:
Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 г. // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 39.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Собрание Законодательства РФ. 1990. № 32.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
1966 г. // Собрание Законодательства РФ. 1990. № 32.
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г. // ВВС РФ. 1990. № 45.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета.
1993. 25 декабря.
Об образовании (с изм. и доп. от 27 октября 2008 г.): Федеральный закон
от 10.07.1992 г. № 3266-1 ФЗ. // Российская газета. 1997. 22 ноября.
О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений. Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ // Российская газета.1995 . 04 июля
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не-
совершеннолетних. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (в ред.
от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ.
1998. № 31. Ст. 3802.
О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Указ Президента РФ от 01.06.1992 г. № 543 // Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1992 . № 23. Ст. 1276.О президентской программе «Дети России». Указ Президента РФ от 18.08.1994 г. № 1696 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 17. Ст. 1955.
О президентской программе «Дети России» на 1998 – 2000 годы. Указ
Президента РФ от 15.01.1998 г. № 29 // Российская газета 1998 21 января
О федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 1997 – 1998 г.г. Указ Президента РФ от 18.09.1996 г.
№ 1367 // Российская газета 1996. 24 сентября
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2003 № 2 (ред. от 28.04.2007) «О введении в действие санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.3.1186-03»; (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.2003 № 4204) // Российская газета, № 38,27.02.2003
О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации. Письмо Министерства образования РФ
от 19 марта 1996 г. № 391/11 // Вестник образования. 1997. № 4.
Общественная межрегиональная целевая программа правового воспитания детей, подростков и молодежи России на 2006-2010 г.г. URL:
http://www.juridical-college.ru/Files/projects/prgramma.htm
Средства обеспечения освоения дисциплины:
Справочная информационно-правовая система «Гарант»
Справочная информационно-правовая система «Консультант-Плюс»
Граждановедение – приложение к «Учительской газете» URL:
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/2000/01/__
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература