Глоссарий
Внеучебная деятельность – формы активности, посредством которых
происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей
школьников, приобретение ими собственного социально-культурного опыта.
Является важной составной частью образовательной деятельности.
Деятельность – активность человека, сознательно направленная на изменение (развитие) своей личности, общества и природы в соответствии с теми или иными социально-культурными целями.
Дополнительная образовательная программа – программа, направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) помимо деятельности в рамках основной образовательной программы. Её организационно-педагогическая структура может отличаться от структуры основной образовательной программы, согласовываясь с последней в области целеполагания и спектра конкретных образовательных задач.
Занятие – организационная форма разных видов образовательной деятельности обучающихся.
Индивидуальная образовательная траектория (программа) ученика –
персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании,который может включать в себя: выбор обучающимся индивидуального содержания учебной дисциплины (курса), своего стиля учения, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов.
Ключевые компетентности – компетентности, наличие которых позволяет субъекту решать наиболее частотные социокультурные задачи (коммуникационные, информационные и т.д.).
Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся
в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Компетентность – сочетание качеств (умений, способов деятельности),
позволяющее субъекту выполнять стоящие перед ним задачи не ниже уровня,
признанного эффективным.
Методика – это совокупность различных методов, приёмов, технологий
используемых преподавателем в учебном процессе для достижения поставленной цели. Это внешняя составляющая образовательного процесса.
Модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую и структурно-содержательную завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания,обучения.
Надпредметные понятия – средства интеллектуальных действий человека, позволяющие реализовать его способности разных типов (коммуникативные,
регуляторные, когнитивные) при решении универсальных задач.
Образовательная деятельность – формы активности, возникающие за
счет интеграции учебной и внеучебной деятельности и позволяющие не только реализовать их специфические цели, но и обеспечить социализацию обучающихся, понимаемую как сознательное и ответственное принятие ими гражданских и культурных норм и ценностей развивающегося российского общества.
Образовательная область – совокупность дисциплин, курсов, модулей
учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.
Образовательная программа образовательного учреждения – комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.
Основная образовательная программа (по ступеням образования) –
системно организованное единство целей, содержания образования и условий организации образовательного процесса, фиксируемое следующей учебно-методической документацией:
• учебным планом;
• рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
• программами внеучебных видов деятельности, социальных практик;
• календарным учебным графиком;
• другими материалами, определяющими цели, содержание и технологии об-
разовательного процесса.
Основная общеобразовательная программа – совокупность учебно-
методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса и обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников.
Планируемые результаты освоения основных образовательных про-
грамм – система личностно ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной (предметной) структуры школьных программ.
Правовое воспитание – это процесс взаимодействия правовых средств с
индивидуальным правосознанием и психологией различных государственных, общественных институтов и семьи на личность в целях повышения их правового сознания формы.
Правовое образование – категория, характеризующая развитие личности,
т.е. целеноправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на формирование совокупности правовых свойств и качеств.
Предметные знания, умения и навыки – целенаправленное координированное действие обучающихся через систему учебных задач по усвоению ведущих понятий (способов действия), теорий, законов основ наук общественного сознания и опыта применения их на практике (освоения опыта осуществления различных способов деятельности)
Профиль – направленность основной образовательной программы на
конкретный вид человеческой деятельности;
Результаты образования – усвоенные знания, умения, навыки, освоенные компетенции и социальный опыт.
Социальный опыт – опыт, приобретенный субъектом в собственной
деятельности по решению социально и социокультурно значимых задач.
Ступень общего образования – временной промежуток времени, необходимый для достижения образовательных задач соответствующего возраста.
Ступень начального общего образования соответствует младшему школьному возрасту, ступень основного общего образования соответствует подростковому возрасту, ступень среднего (полного) общего образования соответствует началу юношеского возраста.
Технология – совокупность методов и приёмов в образовательном процессе, ведущая к 100 % результату по определённому алгоритму. Это внутренняя составляющая учебного процесса.
Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-
педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий.
Универсальные учебные действия – совокупность способов действия
учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Урок – организационная и содержательная единица учебного процесса
ограниченная во времени для достижения определенной цели обучения.
Учебная деятельность – активность обучающихся, направленная, по
преимуществу, на информационно-знаниевое освоение ими результатов научного и социально-культурного опыта человечества. Является важной составной частью образовательной деятельности.
Учебник по праву – это учебное издание, содержащее систематическое
изложение учебно-правовой дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебный (образовательный) план – нормативный документ, являющийся составной частью основной образовательной программы, определяющий
набор образовательных областей, видов деятельности школьников и содержащий объемные показатели минимально и максимально возможных часов для достижения запланированных образовательных результатов образовательным учреждением.
Учебный предмет – проекция той или иной «высокой» формы общест-
венного сознания (науки, искусства, культуры) в плоскость учебно-
информационного усвоения.
Учебные правовые знания – это знания о правовой действительности, адап-
тированные для достижения дидактических и методических целей.
Элективные курсы – учебные программы на выбор обучающихся, направленные на индивидуализацию и актуализацию учения в соответствии с их интересами и наклонностями.
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература