Правила применения разнообразных методов правового обучения
Метод, применяемый преподавателем, диктуется не содержанием, а внешней и внутренней готовностью всех участников процесса образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при желании аудитории, узнать что-то новое, возможен положительный тельный результат.
Метод должен «работать» на выполнение определённой задачи, а не при-
меняться ради технологии и должен иметь чёткую и последовательную структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов его воплощения.
Не следует слишком часто «злоупотреблять» даже самым эффективным и успешным методом, в преподавании необходимо максимальное разнообразие, как содержания, так и методики; на занятии следует добиваться смены форм деятельности учащихся, они должны быть максимально разнообразными, но это разнообразие не должно быть искусственным. Китайская пословица гласит: «Если хорошую речь повторить три раза − даже у собак появится отвращение».
Аудитория должна быть готова к восприятию методики, Даже самый удачный методический приём не может применяться в любой аудитории или в любом классе.
Выбираемый метод должен быть психологически «близок» преподавателю, не только учащийся, но и учитель должен быть готов к применению данного метода. Творчество преподавателя – залог у спеха в применении тех или иных методик, т.к. нет застывших догм и окончательных правил, учитель может осознанно модифицировать, изменять и дополнять любой вариант или пример.
Не существует зарубежных или российских методик, они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми и сложными, технологичными и индивидуальными
и т.п.
При использовании любого метода следует соизмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами, подчас очень интересный и «красивый» методический подход, может быть, чересчур энергоёмким и затратным по времени.
Нецелесообразно отказываться от традиционных методов, но и злоупотреблять их частым использованием также не рекомендуется.
Применение любого метода должно основываться на демократических
ценностях и быть личностно-ориентированным, его необходимо использовать с учетом демократических ценностей (уважение других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.п.), предпочтение следует оказывать методам, которые особенно заметно влияют на формирование личности каждого учащегося.
Несомненно, отдельные из высказанных положений являются спорными и дискуссионными, каждый преподаватель может выработать собственные подходы к методике или же продолжить предложенный список, основываясь на собственном опыте преподавательской работы. Данный список не является окончательным, а заявленное не должно восприниматься как истина в последней инстанции.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности традиционной методики обучения?
2. Почему на современном этапе используются репродуктивные методы обучения?
3. Каковы правила применения различных методик в правовом обучении?
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература