logo
ТМОП учебник

Правила применения разнообразных методов правового обучения

Метод, применяемый преподавателем, диктуется не содержанием, а внешней и внутренней готовностью всех участников процесса образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при желании аудитории, узнать что-то новое, возможен положительный тельный результат.

Метод должен «работать» на выполнение определённой задачи, а не при-

меняться ради технологии и должен иметь чёткую и последовательную структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов его воплощения.

Не следует слишком часто «злоупотреблять» даже самым эффективным и успешным методом, в преподавании необходимо максимальное разнообразие, как содержания, так и методики; на занятии следует добиваться смены форм деятельности учащихся, они должны быть максимально разнообразными, но это разнообразие не должно быть искусственным. Китайская пословица гласит: «Если хорошую речь повторить три раза − даже у собак появится отвращение».

Аудитория должна быть готова к восприятию методики, Даже самый удачный методический приём не может применяться в любой аудитории или в любом классе.

Выбираемый метод должен быть психологически «близок» преподавателю, не только учащийся, но и учитель должен быть готов к применению данного метода. Творчество преподавателя – залог у спеха в применении тех или иных методик, т.к. нет застывших догм и окончательных правил, учитель может осознанно модифицировать, изменять и дополнять любой вариант или пример.

Не существует зарубежных или российских методик, они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми и сложными, технологичными и индивидуальными

и т.п.

При использовании любого метода следует соизмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами, подчас очень интересный и «красивый» методический подход, может быть, чересчур энергоёмким и затратным по времени.

Нецелесообразно отказываться от традиционных методов, но и злоупотреблять их частым использованием также не рекомендуется.

Применение любого метода должно основываться на демократических

ценностях и быть личностно-ориентированным, его необходимо использовать с учетом демократических ценностей (уважение других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.п.), предпочтение следует оказывать методам, которые особенно заметно влияют на формирование личности каждого учащегося.

Несомненно, отдельные из высказанных положений являются спорными и дискуссионными, каждый преподаватель может выработать собственные подходы к методике или же продолжить предложенный список, основываясь на собственном опыте преподавательской работы. Данный список не является окончательным, а заявленное не должно восприниматься как истина в последней инстанции.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности традиционной методики обучения?

2. Почему на современном этапе используются репродуктивные методы обучения?

3. Каковы правила применения различных методик в правовом обучении?