Система правового образования
Исходным компонентом содержания юридического образования являются
правовые знания, т.е. информация о предметном содержании правовой действительности. Характер этой информации зачастую зависит от того, на каких теоретических позициях находится тот, кто ее сообщает. Как известно, только по вопросу происхождения государства и права существует несколько теорий – теологическая, договорная, психологическая и т.д. Многообразие правовых знаний создает условия для выделения их разных видов. Это общетеоретические правовые знания, в основе которых: закон, правовые нормы как система абстрактных правовых категорий, знания о способах деятельности в правовой сфере, знания о правовой действительности, полученные эмпирическим путем, оценочные правовые знания, учебные правовые знания.
Учебные правовые знания, с которыми в основном имеет дело преподаватель и обучаемый, могут быть классифицированы следующим образом: если в основе знаний лежат нормы конкретных отраслей права, законодательства, то это область позитивного права, которое рассматривает только действующее в данный момент отраслевое право. Если в основе знаний – правовые идеи, принципы, то эти знания относятся к философии права. Это, прежде всего проблемы социальной ценности права, его сущности и методологии как совокупности принципов, средств и методов познания правовой действительности. Усвоение основ философии права, несомненно, является обязательным элементом политического и правового образования, так как философия права, исследующая связь между различными правовыми феноменами, раскрывает социальный смысл закона, этическую сущность правовых взглядов. Без представлений о философских основах права школьники вряд ли смогут объективно анализировать особенности правовой реформы). Если в основе знаний – правоотношения, то
эти знания относятся к социологии права, которая рассматривает социальное правовое поведение с точки зрения закона, права. К социологии права относятся вопросы ответственности, проблемы эффективности права, условия и причины правоотношений, структура и уровни правосознания.
Особый вид правовых знаний составляют историко-правовые знания. История права изучает историю правовой культуры народов, юридический быт, воспроизводит процесс возникновения и развития права, выявляет историчность содержания юридических понятий, демонстрирует отпечаток исторической конкретности в этих понятиях, анализирует и характеризует конкретно - исторические правовые памятники и факты, имеющие принципиальное значение для современной жизни.
Смысловыми единицами юридических учебных знаний могут также выступать юридические понятия, категории, термины (например, кодекс, закон, норма), правовые явления (например, право, преступность), юридические представления.
Представленная градация правовых знаний имеет практическое значение для процесса обучения, так как все эти виды правовых знаний выполняют определенную роль в формировании правосознания, которое условно может быть:
1. Учебные правовые знания – это знания о правовой действительности, адаптированные для достижения дидактических и методических целей.
представлено тремя компонентами: когнитивным, аксиологическим и регулятивным. Так, факты, представления, понятия составляют когнитивный компонент правосознания; оценочные знания – аксиологический компонент; а знания о способах юридической деятельности, правовые установки – регулятивный компонент. Если соотнести эти компоненты с возрастными возможностями школьников, то в программах правоведческих курсов для основной школы должны доминировать когнитивный и аксиологический компоненты, а в курсах для старшеклассников – когнитивный и регулятивный.
В системе правового образования могут быть выделены такие самостоятельные блоки правовых знаний, как знания о системе российского федерального права и права субъектов федерации, национальные правовые системы зарубежных стран, вопросы международного права.
Главная цель правового образования – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.
Важной целью правового образования является социализация школьников. Приобретённые ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.
В основу правового образования положена идея полноценного участия
личности в решении общественно значимых задач на современном этапе раз-
вития РФ. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, её духовный рост. Поэтому одна из основных задач правового образования состоит в том, чтобы помочь ребёнку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе правового образования у учащихся должен сформироваться определённый гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.
В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учётом возрастных особенностей ребёнка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса – от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребёнок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника развития общества.
Одной из наиболее важных задач правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание гражданско-правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий «справедливости», «равенства», «свободы», «достоинства», «прав человека» и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.
Такое понимание должно быть осознанным и основываться как на опыте, так и на чувствах. Поэтому немаловажной задачей является формирование у школьников рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций. Такое образование позволяет ребёнку действовать в сложноорганизованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения.
Это обеспечивает формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит интенсивное формирование самосознания через принятие ответственной позиции, формируется критическое мышление, развивается устная речь.
Последние компоненты, в свою очередь, составляют основу коммуникативных навыков. Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация гражданско-правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.
В процессе правового образования учащиеся получают представление о следующих гражданских ценностях:
- Самоопределение личности
- уважение прав и свобод человека
-уважение к нормам и правилам современной демократии
-уважение к институтам гражданского общества
- патриотизм
- ценность политического многообразия
- толерантность
- Уважение к национальным традициям и культуре, общечеловеческим ценностям
- Уважение человеческого достоинства
- готовность к разумному компромиссу
Особенно важным в процессе формирования гражданско-правовых ценностей является воспитание ребёнка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ и народов других стран и континентов. Формы и методы патриотического воспитания должны способствовать реализации правового образования. При этом важно находить оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными ценностями, учитывать значимость их взаимодействия и взаимовлияния.
Воспитание гражданских чувств учащихся должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.
Важнейшим условием правового образования в направлении повышения его качества является складывание или перестройка уклада жизни школы как действующей модели гражданского общества.
Это особенно важно в условиях России, когда элементы демократического, толерантного, гражданского общества ещё только вырастают, а потому не могут быть представлены в жизненном опыте не только ребёнка, но и семьи и учителя.
Чертами такого уклада могут быть:
- стремление школы создать ситуации для выбора детьми содержания
своего образования, формы освоения, темы, темпов, вариантов деятельности;
- тенденции руководства школы делегировать полномочия с высшего
уровня управления на общественный (учительские объединения, органы самоуправления),
- тенденции к созданию общественных органов управления различными сферами школьной жизни;
- привлечение всех членов школьного сообщества к созданию норм и
правил общей жизни;
- тенденции к созданию в школе институтов защиты прав человека,
прав ребёнка (уполномоченные по защите прав ребёнка, консультантов по разрешению конфликтов и т.п.);
Именно такой уклад школы позволяет участникам приобретать опыт и
способы гражданского поведения, а учебные предметы обществоведческого
цикла (Основы права, Граждановедение, Обществознание и т.п.) должны помогать осмысливанию этого опыта, доводить его до культурных образцов и понятий.
Преподавание правовых знаний в школе основывается на совокупности целого ряда принципов:
- принцип единства правового обучения и воспитания. Правовое
обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания;
- принцип научности, предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки;
- принцип доступности, заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному;
- принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся, и одно-
временно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.
- принцип юридической точности и определенности правовых знаний. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы;
- принцип обеспечения межпредметных знаний состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по
предметному признаку.
Вопросы для самоконтроля
1. Обобщите истоки юридического образования в России.
2. Какие изменения произошли в системе правового образования в
России?
3. Каковы достоинства и недостатки в разнообразии подходов право-
вого образования.
4. Какие творческие коллективы «правовых школ» вам наиболее инте-
ресны и реально применимы в вашей будущей педагогической деятельности?
5. Какова цель и задачи правового образования?
6. Перечислите основные функции правового образования.
7. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2004. С. 81-82.
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература