logo
ТМОП учебник

Особенности классно-урочной формы:

• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

• каждый класс работает в соответствие со своим годовым планом (планирование обучения);

• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

• каждый урок посвящается одному предмету (монизм);

• постоянное чередование уроков (расписание);

• руководящая роль учителя (педагогическое управление);

• применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности);

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в части индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Возникновение классно-урочной системы обучения повлекло за собой внедрение в педагогику таких понятий, как учебный год, учебный день, урок, перерыв между занятиями, учебные каникулы, обозначавшие время, когда солнце находилось в созвездии Пса и детей отпускали на отдых.

В 1798 году возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения. Свое название она получила от имен английского священника А. Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Суть ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, так как не обеспечивала необходимой подготовки детей.

В конце XIX века появляются формы так называемого избирательного обучения: батавская система в США и маннгеймская в Европе. Возникновение этих систем было определенной реакцией на недочеты групповых и массовых форм учебной работы, при которых она рассчитывалась на «среднего» ученика и не обеспечивала необходимой индивидуализации обучения.

Суть батавской системы учебной работы состояла в том, что время учителя делилось на две части: первая отводилась на урочную (коллективную) работу с классом, вторая – на индивидуальные занятия и оказание помощи как сильным, так и слабым ученикам в более успешном овладении изучаемым материалом. В больших классах учитель работал с помощником.

Суть маннгеймской системы заключалась в том, что учащиеся в зависимости от их способностей и успеваемости распределялись по классам на сильных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдения и экзаменов.

В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Далтоне (штат Массачусетс) учительницей Еленой Паркхерст и получившая название далтон-плана. Эту систему еще называют лабораторной, или системой мастерских, так вместо традиционных классов в школе создаются предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается индивидуально, получая задание от учителя и пользуясь его помощью. Общего плана (расписания) занятий не существовало, коллективная работа проводилась один час в день, в остальное время учащиеся изучали материал в порядке индивидуальной работы, отчитываясь об усвоении каждой темы перед учителем соответствующего предмета. Дальтон-план порождал у учащихся спешку, снижал роль учителя в учебном процессе и не обеспечивал прочного усвоения знаний. Поэтому он не прижился ни в одной стране.

В первой четверти XX века на почве идей Дж. Дьюи в США создается так называемая проектная система обучения, которая нередко называется методом проектов. В основе обучения должна лежать практическая организация деятельности учащихся. Все сводилось к делению, к выработке простейших трудовых умений и навыков и игнорированию систематического и глубокого овладения основами наук.

В 20-е годы предпринимались попытки насаждения проектной системы обучения и далтон-плана в нашей школе, однако вскоре обнаружилась их педагогическая несостоятельность, и поэтому в начале 30-х годов их применение было признано нецелесообразным.

Можно сделать вывод, что наиболее устойчивой и распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения.

Однако формы занятий имеют свои особенности.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПРАВА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ

Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок.

Она прошла серьёзное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования.

Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса, целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач правового образования, развития, воспитания в процессе обучения.

Учебное занятие по праву (урок) – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Урок по праву условно можно рассматривать с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти компонентов.