logo
ТМОП учебник

Формирование правовой культуры

Критерии правовой культуры

• ориентация на правовые ценности

• образовательная подготовка

• социально-активные жизненные цели

• критическое восприятие негативной социальной практики

• чувство законности и справедливости

• выбор мотивов и вариантов поведения

• достигнутый социальный статус

– сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической

науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

3.3. Система этико-правового образования школьников Н.И. Элиасберг

В 1994 г. в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства на кафедре теории и методики гуманитарного образования под руководством Н.И. Элиасберг была разработана целостная система правового образования школьников, ориентированная на актуальные потребности российского общества, на обновлении школьного образования и его гуманизацию. Для реализации этой системы был подготовлен и издан целостный учебно-методический комплекс. За её создание руководитель проекта удостоена Государственной премии России в 2000 г.

Проведенная на протяжении четырёх лет экспериментальная проверка

данной системы и учебно-методического комплекса показала её реалистичность, доступность для внедрения, адекватность потребностям современной российской школы. Эксперимент выявил широкое и разностороннее воздействие реализации системы правового образования на учителей и учащихся.

Цель этико-правового образования – заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся испособствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и к другим людям, а также наделённой гражданским самосознанием и общественно активной.

Средством реализации этой цели является создание в школе системы правового образования учащихся с 1-го по 11-й классы (см. рис. 5), основанной на гуманистических принципах и гуманистических традициях в педагогике.

10-11 классы – «Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира», «Из истории права», «Основы правоведения»

9(8-9) классы – «Права человека в свободной стране»

5-7(8) классы –« Социальная практика»

1-4 классы –« Я и мой мир»

В противовес формально информационному подходу в предлагаемой системе реализуется личностно-ориентированный подход, требующий строгой дозировки правовой информации, особенно на начальных ступенях обучения, продвижения в познании правовых явлений «малыми шагами», но с обеспечением

прочного, осознанного и прочувствованного усвоения учащимися тех элементов права, которые необходимы им в жизни именно сейчас1. При этом правовая информация вводится после формирования у учащихся соответствующих нравственных установок и на их основе.

Предлагаемая система правового образования характеризуется этапностью и целостностью.

Целостность системы обеспечивается единством основных этических и

правовых идей, преемственностью между содержанием стандартов этих этапов правового образования, единством методических подходов (ориентир на деятельностные, практические формы обучения, на актуализацию обучения, тесную связь обучения и воспитания и др.).

Этико-правовое образование на каждом этапе ориентировано на достижение конкретных практических результатов цивилизованной интеграции учащихся в окружающий мир, социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права и для обеспечения безопасности ее жизнедеятельности.

Проектируемые результаты сформулированы в общем виде с учетом последующей их конкретизации в учебных программах и методических рекомендациях. Форма их описания напоминает стандарты образования с тем лишь различием, что стандарт ориентирован на необходимый минимум, а проектируемый результат – возможно большие результаты.

Следует подчеркнуть, что проектируемые результаты не ориентированы

на завершённость процесса становления правовой культуры молодёжи в школе – он должен продолжаться и во взрослой жизни её выпускников.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности развития идеи правового воспитания к. XIX –

XX столетий?

2. Отличается ли содержание правового воспитания на современном

этапе?

3. Какую роль в формировании правосознания ребёнка играет семья?

4. Составьте схему соотношения понятий «правовое воспитание»,

«правосознание», «правовая культура».

5. Каковы особенности этико-правового образования авторской про-

граммы Н.И. Элиасберг?

1 Система правового образования в школе и воспитания гражданина России. Третий этап – основная школа. 9 (8-9) классы / Под ред. Н.И. Элиасберг. – СПб.: Специальная литература, 1999. С. 18-20.

ИСТОРИЯ РАЗВИТЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в

глубокой древности. Носителей многочисленных знаний, пытавшихся передать их другим людям, нередко обожествляли. С течением времени стали вырабатываться своеобразные законы образования и воспитания. В трудах древних философов и педагогов «учебные программы» были пронизаны идеями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина, необходимости соблюдать общепринятые правила человеческого общежития. Автор известных трагедий Еврипид подчеркивал, что «правильному образу жизни нужно учить».

Правовое образование базируется на содержательном комплексе существующих в науке понятий о правовой действительности и представляет собой комплекс отобранной правовой информации, которая с помощью адекватных возрасту и иным особенностям обучаемых методов передается в процессе обучения. Изначально оно было синтезировано и представляло собой сведения о различных юридических нормах и механизме их применения в реальной жизни. Попытки создать целостное знание о праве нашли выражение в таких науках, как энциклопедия права, философия права, общая теория права (эпоха Средневековья). «Энциклопедия права» (1541 г.)

Рингельберга, однако первой систематической энциклопедий права, многие считаю произведение немецкого юриста Лагуса (1543 г.)2.

В России проблема преподавания и изучения государственных законов

возникла с утверждением просвещённого абсолютизма и первыми попытками создания системы государственных школ. Из идей просветителей Екатерина II допускала лишь те, что не угрожали монархии. В то же время для неё были характерны и такие высказывания, как «законоположение должно применяться к народному умствованию», «для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить»3.

Особенностью и достоинством системы отечественного школьного образования издавна является включение в ее структуру такой предметной области, как правоведение. Со второй трети XVIII столетия в России функционировали средние военные учебные заведения – кадетские корпуса, учащиеся которых на третьей ступени обучения осваивали основы юриспруденции. В 60-х годах XIX в., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, в учебный план входило законоведение.

В сер. XIX в. этот предмет был введен во всех гимназиях1. Гимназисты, которые имели «особенные и отличные» познания в российском законоведении,получали право на XIV чин, если шли на государственную службу.

Учебные планы 5-7 классов одной из петербургских гимназий в XIX в.

содержали разнообразные курсы, например, «Законы основные», «Законы гражданские определительные», «Законы о гражданском судоустройстве», «Законы уголовные и полицейские с судопроизводством уголовным».

В 20-х гг. XX в. было впервые введено преподавание обществознания в

советской школе. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве. История как самостоятельный учебный предмет сохранилась лишь на завершающей ступени школьного образования в 8-9 классах. Интеграция была продиктована концептуальными подходами к методике советской школы, строившейся на альтернативных по отношению к дореволюционной школе началах.

Обществознание должно было привить учащимся марксистское мировоззрение, понимание революционного характера социалистического строительства и подготовить к непосредственному участию в нём. Сведения о советском праве в курсе обществознания знакомили школьников, прежде всего, с организацией органов советской власти и их общественно-политической ролью, с правовыми нормами в сфере труда, землепользования, деятельности профсоюзов и т.д. В сер. 30-х гг. обществознание, как учебный предмет было упразднено. Вновь введено по постановлению ЦК КПСС (апр. 1960 и др.) с 1962-63. гг. до 1970-х годов в школах ограничивались изучением вопросов государственного права на

основе текста Конституции СССР. Однако с 1975 г. по начало 1990-х годов

школьники изучали обязательный предмет «Основы Советского государства и права», систематизирующий знания о государстве, Конституции СССР, знакомящий с системой советского законодательства. Формирование и реализация государственной политики в области развития правового образования основывались на стратегиях, разработанных КПСС как правящей партией. Правовое образование носило в этот период исключительно государственный характер и регулировалось органами власти и управления. Анализ программных документов КПСС показал, что в образовательной политике СССР на рубеже 1950-х – 1960-х гг. цели правового образования рассматривались в контексте, прежде всего, правового просвещения граждан, в обеспечении его практической направленности, а также перевоспитания личности с деформированным правосознанием.

Школьная практика выявила низкую эффективность данной государственной политики с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Кризис обществознания объясняется как «внешними», так и «внутренними» причинами.

К числу первых относится глубокий образовательный кризис советского общества и науки в целом. С кон. 20-х гг. XX в. в них возобладали представления, грубо упрощавшие социальную действительность в стране и мире. Было утеряно целостное представление о мире, который механически разделялся на две абсолютно противоположные обществ, системы. Взаимоотношения между ними изображались как враждебно-конфронтационные. Обстановка в СССР и других странах социализма раскрывалась без учёта реальных сложностей и противоречий.

Идеологизация обществознания привела к идеологическому диктату, что являлось основой научного коммунизма. К «внутренним» причинам неудачи обществознания относятся несовершенство учебников и неподготовленность, значительной части учителей к работе с материалом курса. Эти и другие обстоятельства обусловили схоластичный характер курса, знания учащихся были неглубокими, схематичными, бессистемными. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государства и общества

Во 2-й пол. 80-х гг. XX столетия в СССР началось переосмысление

школьного обществознания с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. В РФ курс обществознания включается в обновляемое содержание подготовки старшеклассников в соответствии с законодательно провозглашёнными (1992) принципами гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. Курс был призван показать сложность и противоречивость связей человека с окружающим миром, и, прежде всего с обществом.

Становление правового государства в России актуализировало ряд проблем в области юридического образования. Среди них кардинальной является

проблема разработки научно обоснованной концепции юридического образования. Принятие Закона РФ «Об образовании» обусловило необходимость приведения федеральной системы юридического образования в соответствие с его требованиями. Ст. 8 Закона РФ «Об образовании» рассматривает систему образования в Российской Федерации как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. На основании этого Закона образовательные программы, определяющие содержание юридического образования в стране, должны быть представлены профессиональными программами начального, среднего, высшего, послевузовского юридического образования и общеобразовательными, закладывающими основы допрофессиональной подготовки.

Проблема эффективного обеспечения взаимодействия и преемственности образовательных юридических программ всех уровней и направленности на сегодня не решена. Отсутствие преемственности общеобразовательных и вузовских образовательных программ в рамках юридического образования вызывает особое беспокойство. Общеправовую, допрофессиональную подготовку учащихся школ, лицеев, гимназий, профессиональных училищ и колледжей призваны обеспечить специальные образовательные программы, которые должны быть направлены на решение задач формирования общей правовой культуры личности, адаптации её к жизни в обществе в правовой сфере, на создание основы осознанного выбора и освоения профессиональных юридических образовательных программ.

Потребность в основательном изучении экономических, психологических, социальных и, конечно, юридических наук стала весьма ощутимой в западноевропейских странах в конце 60-х – начале 70-х годов XX в. Лишь в 90-е годы ушедшего столетия в условиях диверсификации образования стал накапливаться российский опыт создания вариативных учебных заведений с приоритетным вниманием к правовому обучению. В настоящее время практически во всех европейских странах разработаны программы по правовому образованию. Правовое образование вводится в содержание школьного образование в качестве отдельного обязательного школьного предмета или факультатива. Оно выступает под различными названиями: «Граждановедение», «Гражданские отношения»,«Человек и общество», «Политическое образование». Основу этих программ составляют политико-правовые, нравственные знания, т. е. знания об обществе и человеке, которые помогают учащимся подготовиться к жизни в современном обществе.

Центральное положение образовательных программ по правам человека состоит в развитии осознания учащимися всеобщих прав и свобод человека и подготовке их к защите этих прав посредством условий, обеспечиваемых демократическим сообществом.

Существует несколько подходов в обучении правам человека:

1. Стратегии обучения демократическому гражданству / Проект «Образование для демократического гражданства». – Страсбург, 2000. С. 38.

В странах западной Европы и в США обществоведческие и правовые курсы основаны на изучении национального законодательства и «практического права» («Street Law – Уличное право»). Такой подход возможен в условиях устоявшейся демократической традиции, которая «растворена» в обществе: дети вырастают в атмосфере уважения к правам человека.

Совсем другой подход к преподаванию обществоведческих дисциплин сложился у наших коллег в Восточной Европе. Польские, словацкие, чешские авторы главное внимание уделяют естественным правам человека.

В России в настоящее время правовое образование находится в центре

внимания педагогической общественности. Отличительной чертой российского правового образования является разнообразие подходов к его содержанию. Если в нач. 90-х годов школа испытывала трудности из-за нехватки учебных пособий, педагогических кадров, профессионально подготовленных в области юриспруденции, наглядных средств обучения, то к настоящему времени ситуация кардинально изменилась. Появилось много направлений, концепций правового обучения школьников, которые не только спорят, дополняют друг друга, но и позволяют сформировать у ученика полную научную картину мира.

Гражданско-правовое образование в широком смысле. Суть его заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека – гражданина. Гражданско-правовое образование в этом смысле это – образование, направленное на формирование человека-гражданина, личности, которой присущи гражданские качества. В соответствии с первой моделью содержание гражданского образования определяют не основы общественных наук таких как: экономика, социология, политология, этика, а проблемы общественной жизни. Именно они являются предметом содержания учебных дисциплин. Курсы, в основу которых заложена данная идея, носят четко выделенный воспитательный характер. Яркими представителями такого подхода являются такие творческие коллективы, как НВЦ «Гражданин» под руководством Я. Соколова, творческий коллектив педагогов «Гражданский форум» (г. Брянск), Центр гражданского образования г. Самары (проект «Гражданин»)

Гражданское образование в узком смысле. Основная его идея заключается в том, что гражданское образование отождествляется с политико-правовым курсом, с уклоном на право. Согласно этой концепции гражданское образование – это интеграция трех дисциплин: права, этики и политологии. Основный смысл исторический подход, который сосредоточен на изучение прав человека в историческом аспекте подход, основанный на изучение международных документов в области прав человека ценностный подход, в котором права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (личная свобода, равные возможности, достоинство личности) этого подхода заключается в том, что ученик, изучая отдельные темы правоведения и политологии, продвигается к освоению основных наук. Поборниками такого подхода являются проектные группы Фонда правовых реформ (г. Москва); «Живое право»– аналог «Уличного права»; авторы О.В. Мушинский «Азбука права»; А. Никитин «Правоведение»; Е. Певцова, представители политико-правовго подхода.

Правовое образование это контаминационное (смешанное)1 образование.

Суть этого подхода состоит в том, что содержание правового образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин. В рамках этого направления существуют еще несколько концептуальных моделей гражданского образования: интегративная, политологическая, системная. Согласно интегрированному подходу гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а является одним из специфических направлений обществоведческого образования. Правовое образование в данном контексте понимается как интегративный курс социально-политических и правовых наук – «Человек и общество». Данную точку зрения поддерживает авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова, автор А.И. Кравченко, Нижегородский гуманитарный центр.

Приверженцы политологического подхода (О. Кишенкова, Н. Воскреенская, Н. Давлетшина, Р. Мухаев), ключевым положением для определения

содержания правового (гражданско-правового, гражданского) образования определяют понятие «гражданское общество» и полагают, что цель гражданского образования состоит в подготовке учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.

Сторонники системного подхода в правовом образовании считают, что

содержание правового образования, в отличие от обществоведческого, не может быть нейтральным к процессу восприятия, усвоения его учащимися, оно призвано активно и целенаправленно воздействовать на сознание ученика, на его умения критически мыслить, творить, оценивать и т.п. Таким образом, правовое образования это личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника. Это образование предполагает изменение уклада школьной жизни, создание правового пространства школы. Примерами такой деятельности являются Школа «Самоопределения» Тубельского (г. Москва), школа «Универс» (г. Красноярск).

В настоящее время к существующим направления можно добавить ещё

несколько новых специфических концептуальных моделей правового (гражданско-правового, гражданского) образования, прежде всего, институционально ценностный подход, где образование рассматривается в единой системе воспитания, образования детей и взрослых, включая официальное и неформальное образование. Интерес представляет опыт работы г. Красноярска, где оно реализуется через различные формы образовательного процесса: через учебный предмет «Граждановедение» или циклы информационно – обучающих мероприятий для взрослых; через общественно-полезную деятельность, через демократический образ жизни коллектива. В городе реализуются три программы гражданского образования: «Школа в демократическом обществе», «Создание непрерывного образования работников местного самоуправления» «Формирование гражданской политики в третьем секторе».

В последние годы в стране вырос интерес к проблеме обучения правам

человека и миротворческой деятельности. Московской школой прав человека

(А. Азаров), Молодежным центром по права человека (В. Луховицкий), движением «Педагоги за мир» (М. Кабатченко), издательством «Вита-Пресс» (А. Антонов) вместе с учителями российских школ обобщили имеющийся в зарубежных странах опыт и адаптировали к условиям России. Разнообразие подходов к содержанию, организации и методике правового образования является положительным фактором, так как позволяет

увидеть всю многогранность данного явления, избежать монополизма бюрократических структур и обеспечить равные возможности в выборе содержания гражданского образования родителями и их детьми.

Однако разнообразие точек зрения на содержание правового образования имеет и отрицательную сторону, суть которой в том, что различные коллективы и авторские группы вкладывают в содержание правового образования лишь свое видение данной проблемы, её отдельные стороны, деформируя тем самым его суть. Разрешение данного противоречия – между ценностью вариативных подходов к определению содержания правового образования и ограниченностью каждого из них – не может быть устранено в приказном порядке или рычагами административного воздействия.

Единственным путём снятия данного противоречия является комплексирование усилий всех научных групп, авторских коллективов, специалистов и организаций в разработке содержания, организации и методики гражданского образования в школе.

Однако, отказ от унифицированного образования, многообразие образовательных программ и типов школ как следствие реализации принципов свободы и плюрализма в образовании (ст. 2 Закона РФ «Об образовании») создают благоприятные условия как для достижения целей и задач второго этапа школьного правового образования в его инвариантной модели, так и для конструирования альтернативных концепций общеправовой подготовки учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также базового стандарта школьного юридического образования. Анализ учебных планов 10-11 классов показывает, что, как правило, общеправовая подготовка старшеклассников отсутствует, за исключением профилированных юридических классов. В условиях, когда переосмысливается понимание культуры, образования человека, когда по-новому встает вопрос о месте правовых знаний, их значении в освоении личностью правовой действительности, сохранение лучших традиций школьного юридического образования и реализация принципов его непрерывности должны стать ведущими направлениями общеправовой подготовки учащихся как компонента концепции развития юридического образования в целом. Высокая социальная востребованность лиц с юридическим образованием в силу объективного процесса формирования в России новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления не позволяет ограничиваться традиционной инвариантной моделью системы школьного образования.

Существенным недостатком этой модели является то, что обязательное систематическое изучение правовых знаний прекращается в 14-15 лет (9 класс), когда учащийся ещё не имеет юридического статуса в полном объёме. В результате общеправовая подготовка не получает завершения уже в самой модели. Инвариантная модель общеобразовательной программы юридического образования и принцип его непрерывности может обеспечить двухуровневая структура общеправовой подготовки учащихся. Первый уровень образует выполняющая пропедевтическую функцию система правовых знаний, дающих представление о правовой действительности, о нормах правомерного поведения. Эти знания позволяют подростку ориентироваться в общественных отношениях соответственно его социальной роли и степени включенности в правовую жизнь общества.

Второй уровень – система правовых знаний, выполняющая мировоззренческую и регулятивную функции. Учащиеся знакомятся с эволюцией правовых воззрений, идеалов, юридических ценностей. Для них создаются условия, чтобы они смогли осмыслить право как сложное общественное явление в рамках либо специальных модульных курсов, либо интегрированного обществоведческого предмета. Регулятивную функцию юридического образования можно обеспечить в процессе преподавания в школе специальной правоведческой дисциплины, раскрывающей систему российского права на основе широкого использования компаративного метода.