logo
ТМОП учебник

Технология развития критического мышления

Метод формирования критического мышления, включает три стадии:

- вызов,

- осмысление,

- размышление.

На стадии вызова происходит:

- актуализация имеющихся знаний по теме;

- с помощью мозгового штурма активизируется внимание всех учеников – и слабых, и сильных,

- у них рождается интерес к предмету разговора,

- появляется возможность, опираясь на предыдущие знания, строить прогнозы,

- самостоятельно определить цели познавательной деятельности.

На второй стадии – осмысления – учащиеся:

- знакомятся с новой информацией, идеями или понятиями,

- увязывают их с уже имеющимися знаниями,

- активно отслеживая своё понимание.

Для этого используются самые разнообразные приёмы, например чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др.

На третьей стадии – размышления, или рефлексии – учащиеся:

- осмысливают всё то, что они изучили,

- выражая это своими словами.

Эта стадия реализуется с помощью различных приёмов, например, групповой дискуссии, составления схемы, своего законодательного предложения

Например. Первое занятие по «Правам человека» или по «Основам право-

ведения».

На первой стадии вызова главное – пробудить интерес, активизировать

познавательную деятельность, поэтому можно провести соревнование по трём группам. Задание написать на листке (кто больше знает) слова, относящиеся к правовой, морально-нравственной и к религиозной сфере.

Ответы, как правило, служат основание для спора, дискуссии.

На второй стадии происходит знакомство с новой информацией. Целесообразно использовать рассказ, по ходу составить схему.

На третьей стадии – изменение собственных представлений с учётом новых знаний. Например, можно дать задание написать три предложения со словом право. Затем ответы анализируются и делается вывод о том, что право явление сложное и многообразное.