Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
1) структурная сложность – число, разнородных единиц элементов, их
иерархия, связи и отношения;
2) содержательная сложность – категория цели;
3) информативность – степень изменения тезауруса учебника;
4) ясность структуры – степень близости связанных элементов.
Следовательно, модель учебника, кроме прочего, должна в максимально возможной степени помогать рассчитывать эти параметры.
Представление учебника может быть выполнено по-разному. Отсюда сле-
дует необходимость структурного представления содержания учебника, как
первого шага на пути его превращения в интеллектуального самоучителя.
Кроме этого, подобное представление большинства учебников с единых позиций служит надежной основой для развития общенаучных учебно-интеллектуальных умений:
1) анализ и выделение главного;
2) сравнение;
3) обобщение и систематизация;
4) определение понятий;
5) конкретизация;
6) доказательство и опровержение.
Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты - повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся:
-аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы,
- таблицы и шрифтовые выделения,
-подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно --иллюстративный материал;
-аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.
Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего,цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определённое эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен представять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и
практической деятельности.
Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюст-
рациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Основным ориентиром в содержании школьного правового курса, его
стержнем является учебник правовых знаний.
Отношение к учебнику как средству обучения различно. Например, Н.В.
Гоголь считал, что учебная книг «умерщвляет» воображение ученика. От-
дельные современные педагоги также предлагают отказаться от традиционного учебника. Однако большинство учителей полагают, что учебник нужен и полезен в силу его специфических функций:
• информационной: учебник раскрывает основы наук в соответствии с
возрастом учащихся и уровнем их подготовленности;
• систематизирующей: учебный материал излагается в строгой последовательности;
• координирующей: учебник обеспечивает усвоение дополнительных
сведений, если он включает такие разделы, как: «над чем подумать и
что обсудить», «что читать» и т. п.;
• интегрирующей: учебник призван дать целостное представление о
предмете изучения.
Современные учебники часто снабжаются инструкцией автора о том, как пользоваться данной книгой, вопросами и заданиями для закрепления и самоконтроля. В этом случае учебник обладает функцией самообразования.
Существует мнение о том, что при всей важности поиска новых информационных технологий в образовании, общепризнанных обучающих свойств компьютера особое место в учебном процессе принадлежит учебнику, который со времен изобретения письменности остается главным носителем учебной информации,посредником между учителем и учеником.
Поскольку учебник по праву – это материализованная фиксация школьного юридического образования, то он должен учитывать требования современной дидактики, а именно: доступность, развивающий и воспитывающий характер обучения. В учебнике, следовательно, должны быть представлены такие виды содержания образования, как дидактически переработанные правовые знания, проблемные и творческие задания, средства воздействия на эмоционально-ценностную сферу ученика. Желательно, чтобы разумно сочеталось повествование и рассуждающее, проблемное изложение.
Методологической базой современного учебника по праву являются основы теоретико-правовой науки, законодательно закрепленные современные правовые ценности российского общества. Особой структурной частью содержания учебника по праву выступает материал по российскому законодательству, обладающий значительной динамичностью и изменчивостью. Последняя характеристика содержания учебника правовых знаний предполагает, что особое место в нём должны занимать знания о способах деятельности, позволяющие ученику самостоятельно находить и корректировать юридическую информацию.
Таким образом, учебник, отвечающий современным дидактическим требованиям, призван не только отражать состав образования, но и процесс обучения. Учитель, выбирая учебник по праву, в значительной степени определяет и вариант организации учебной деятельности на своих уроках. Так, учитель, который отдал предпочтение учебнику, включающему большое количество фрагментов нормативно-правовых актов, сопровождающихся соответствующими вопросами и заданиями, несомненно, будет проводить часть уроков в форме лабораторных занятий. Если же изложение учебного материала носит диалогический характер, то данное обстоятельство побудит учителя активно использовать диалоговые формы обучения.
В зависимости от целевого назначения можно выделить следующие типы
учебников (классификация Н. Т. Тупальского):
Учебники энциклопедического типа обусловлены сообщающее-информационным типом обучения с целевой установкой на заучивание мате-
риала главным образом посредством механической памяти.
Учебники монографического типа соответствуют объяснительно-
сообщающему типу обучения. Они способствуют формированию убеждений и сознательному овладению учебным материалом посредством логической памяти.
Проблемный тип учебника ориентирует на развитие диалектического
мышления, понимание изучаемых явлений и процессов, на поиск, формирование интереса к исследовательской деятельности.
Знаково-контекстный тип учебника – это новый тип, обеспечивающий цели и задачи развивающего обучения, так как он ориентирует и организует ученика на деятельные формы обучения. В основе такого учебника могут быть деловые игры, проектная деятельность (то есть знания преподаются по правилам деловых игр).
Структурная модель учебника содержит такие компоненты, как:
- педагогический (включает воспитательный и дидактический элементы),
- предметный (перспективность, научная обоснованность учебного материала),
- вспомогательный (справочный и ориентировочный элементы).
Справочный элемент вспомогательного компонента содержания учебника представлен различными указателями (алфавитными, простыми, развернутыми). Считается, что они недолжны превышать 3-5 % объёма учебника.
В конце параграфа, главы, раздела, всего учебника может быть помещена библиография.
Важным элементом учебника являются пояснения к тексту или ссылки.
Система ссылок призвана содействовать взаимосвязи тематических циклов данного учебника. Ссылки подразделяются на комментарии и примечания.
Комментарий – это толкования, пояснения, необходимые для правильного понимания части, главы, учебника в целом. Комментарий может включать сведения по истории, критическую оценку, информацию об упоминаемых в учебнике событиях и лицах. Это может быть лингвистический комментарий, объясняющий слова и обороты речи. Комментарий всегда исходит из текста, толкует его.
К элементам ориентации в содержании учебника относятся:
-предисловие;
- оглавление;
- заключение;
- рубрикация.
Как правило, в предисловии указываются основные задачи учебника, его
особенности, характер построения и изложения материала, целевое назначение, способ работы с книгой и т. п. Предисловие может иметь заглавие: «От автора», «Как работать с учебником». Л.Н. Алексашкина считает, что отсутствие вводного обращения авторов к учащимся в современном учебнике может расцениваться как явление антипедагогическое, как равнодушие авторов к школьникам, к отказу от диалога с ними.
Значение заключения состоит в том, что оно помогает увидеть учебный предмет как систему.
Важным средством ориентации является рубрикация. Структура учебника делится
- на рубрики,
- части,
- разделы,
- главы,
- параграфы, имеющие свой заголовок.
В школьном учебнике такое деление в значительной степени подчинено особенностям учебного процесса. В современных учебниках появляются такие дополнительные рубрики, как: «Калейдоскоп мнений», где приводятся спорные, неоднозначные суждения; «Попытайтесь понять самих себя», побуждающая обращаться к дополнительной литературе, чтобы решить обозначенную проблему, найти выход из непростых жизненных ситуаций, имеющих юридическое значение.
Параграф – это основная структурно-законченная часть учебника, обусловливающая определенную ступень в познании школьников.
Параграфы подразделяются на абзацы, иногда на самостоятельные, относительно законченные части со своим заголовком – «фонарики». Важно, чтобы последовательность параграфов способствовала легкому и успешному усвоению материала. Каждый предыдущий параграф является базой для последующего. Желательно, чтобы название параграфа обозначало тему в предельно сжатой форме, то есть состояло из двух-трех слов. Размещение материала по параграфам подчиняется целям обучения, соблюдается пропорциональность между нагрузкой на память, разум, язык, а сложность материала возрастает постепенно.
Особое место в учебнике занимает так называемый методический аппарат.
В него входят различные по уровню сложности вопросы, задания, упражнения, цель которых – организовать процесс усвоения правовых знаний и умений.
Задание – это требование выполнить какое-либо действие. Задание, требующее совершения повторной деятельности, представляет собой упражнение.
Упражнение может состоять из серии вопросов, обусловливающих воспроизводящую деятельность. Это может быть одно и то же действие, но с разным материалом, в отличие от повторения, цель которого – неоднократное воспроизведение
одного и того же действия с одним и тем же материалом. В зависимости от степени усвоения задания подразделяются на:
• направленные на восприятие учебного материала;
• направленные на воспроизведение воспринятого;
• направленные на творческое применение усвоенного материала.
Задания могут выполнять разные функции, например,
воспитательную: способствовать воспитанию воли и ответственности. Задание может способствовать развитию навыка самостоятельной работы. Важнейшая функция задания состоит в том, что оно позволяет закрепить, углубить знания, подготовить активное восприятие учебного материала.
Такие задания могут начинаться словами: укажите; прочтите; запомните; расскажите; подчеркните; опишите; отыщите; сравните; обоснуйте; составьте; докажите; охарактеризуйте.
Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).
- Содержание
- Раздел I. Теория правового обучения
- Раздел II. Дидактика правового обучения
- Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания. Значение правового воспитания
- 1.История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Понятие, цели, содкржание правового воспитания
- Формирование правовой культуры
- Понятие, оснвные задачи и современные тенденции правового образования в россии
- Цели правового образования
- Система правового образования
- Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права
- Дидактические основы правового обучения
- Черты предмета педагогической юриспруденции:
- Содержание образования определяется рядом документов:
- Принципы и функции правового обучения
- Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях
- Особенности организационных форм обучения:
- Исторические организационные формы обучения.
- Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения
- Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
- Основные формы учебных занятий
- Особенности классно-урочной формы:
- 1.Учитель права:
- 2.Учащиеся:
- 3.Юридическое содержание учебных курсов:
- 4.Система методов, приёмов, средств обучения:
- Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:
- Урок как целостная система.Структура урока.Типология уроков
- Типология урока
- Основные этапы современного урока по праву.
- Алгоритм анализа урока.
- Формы занятий в школе Урок:
- Внеклассное мероприятие
- Внеклассные мероприятия по праву
- Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
- Формы внеклассной воспитательной работы по праву.
- Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
- Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:
- Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
- Требования в организации внеклассной работы по праву:
- Лекция. Семинар и другие формы занятий
- Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
- Лекция как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
- Дидактические требования к лекции.
- Семинар
- Семинары по форме разнообразны.
- Самостятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Функции правового самообразования:
- Особенности правового самообразования:
- Проектная деятельность учащихся
- Основные требования к использованию метода проектов:
- Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).
- 1) По критериями содержания и презентации проекта:
- 1) По параметрам работы группы:
- Методика правового обучения
- Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения рассматриваются на двух уровнях:
- Правила применения разнообразных методов правового обучения
- Технология и активных и интерактивныхметодов обучения праву
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- В современных тенденциях весьма актуально деление технологий (по уровням познавательной активности учащихся:
- Формы дискуссий
- Игры на уроках права игровой метод
- Особенности деловых и ролевых игр.
- Этапы анализа казуса.
- Технология «мозгового штурма».
- Существуют следующие модификации данного метода:
- Технология развития критического мышления
- Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании
- Структура программы курса следующая:
- Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
- Система средств обучения:
- Распространённые виды средств обучения.
- 1. По составу объектов:
- 2. По способу использования:
- 3. По особенностям строения:
- 4. По характеру воздействия:
- Средства учебной деятельности
- Использование современных информационных коммуникативных технология в учебном процесе
- Практические аспекты применения информационных технологий в правовом обучении
- Как работа в сетевых ресурсах Internet.
- Структура и содеожание школьного учебника по праву
- Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:
- Профильное обучение
- Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин
- Системы, формы, методы контроля правового обучения
- Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении
- Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права
- Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании правовых дисциплин в школе
- Классификация интегрирования по а. Католикову.
- Классификация интегрирования по о.И. Мальчиной.
- Закономерности интегрированного урока:
- Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин
- Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
- Пути осуществления межпредметных связей.
- Особенности данного курса:
- Глоссарий
- Литература