logo search
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

4. Государственный образовательный стандарт.

Нормативными документами современного отечественного об­разования, отражающими данные тенденции и выполняющими функцию их балансирования, являются Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 г., а также изменения и дополне­ния в него, внесенные в 1996 г., в которых выдвинуты требования о необходимости введения Государственных образовательных стан­дартов как средства регулирования образовательной сферы.

Трактовка понятия «стандарт» (от англ. standard) связана с его обозначением как образца, эталона, модели, принимаемых за ис­ходные для сопоставления с ними других подобных объектов, ре­гулирующих различные сферы деятельности и определяющих свой­ства и качества продукции, удовлетворяющей потребностям об­щества и человека.

В статье 7 закона «Об образовании» указывается: «Стандарт определяет в обязательном порядке обязательный минимум со­держания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню под­готовки выпускников».

В законе «Об образовании» выделены основные компо­ненты стандарта, учитывающие федеративный характер ус­тройства России. Федеральный компонент определяет те нормати­вы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему миро­вой культуры. Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (напри­мер, в области родного языка и литературы, географии и искус­ства, трудовой подготовки и др.). Также стандартом устанавливается объем школьного компонен­та содержания образования, отражающего специфику и направ­ленность отдельного учебного заведения, закрепленные в соот­ветствии с его Уставом в разработанных педагогами основных об­разовательных программах.

Образовательный стандарт, фиксируя основные содержательные характеристики образования, ориентируется на общественный идеал, заданный социальным заказом. Поэтому в законе «О Государственном обра­зовательном стандарте основного общего образования» данное понятие определяется как система нормативов, характеризующих качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образова­ния по его достижению, устанавливается как государственная норма и фиксируется федеральным законом.

По мнению современных исследователей данной проблемы В. И. Байденко, В.П.Беспалько, В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М. В. Рыжакова, В. А. Сластенина, А. И. Субетто, стандарты должны:

обеспечивать сохранение единства образовательного простран­ства страны;

содержать гарантии равных возможностей получения полно­ценного образования независимо от пола, религиозных убежде­ний, места жительства, материального обеспечения и выбранно­го образовательного учреждения;

обеспечивать реализацию государственной политики в области образования;

упорядочивать многообразие форм, типов и видов образова­ния;

выстраиваться в логике структуры образовательного содержа­ния;

определять процесс структурирования образования путем вклю­чения инвариантного и вариативного содержательных компонен­тов.

Таким образом, образовательный стандарт, выполняя функ­цию защиты от некачественных образовательных услуг, регламен­тирует в современных условиях все инновационные проекты, ко­торые также базируются на основе объектов стандартизации. Ос­новная цель современного образования в соответствии с реализа­цией принципа гуманизации заключается в создании условий для становления базовой культуры личности и ее профессионального самоопределения. В связи с этим необходим отбор наиболее адек­ватных путей и средств, способствующих последовательному раз­витию человека, соответствующих социальным, морально-этиче­ским и правовым нормам общества. Каждый человек выбирает образовательную услугу, а государство, в свою очередь, предлага­ет ему соответствующие гарантии получения подобного образова­ния, т. е. устанавливает всеобщие правила и принципы.

Функции стандарта позволяют раскрыть его сущностные характеристики.

Критериально-оценочная функция определяет содержание обучения, объем учебной нагрузки, оценки результатов, а также аттестацию учителей и образовательных учреждений.

Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией РФ образование, соответствующее полноценному развитию личности и возможности последующего профессионального образования.

Функция сохранения единства образовательного пространства страны выполняет стабилизирующую и регламентирующую роли в условиях многообразия образовательных систем и типов образовательных учреждений в единой образовательной системе страны.

Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющую реализовать субъектную позицию в обучении.

Функция управления связана с осуществлением контроля и оценивания качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом.

Функция повышения качества образования фиксирует объем и уровень содержания образования и определяет минимальный уровень подготовки учащихся.

Таким образом, государственный образовательный стандарт одновременно яв­ляется:

На основе стандарта разрабатываются:

Основными компонентами структуры содержания стандарта яв­ляются:

пояснительная записка, излагающая концептуальные основы стандарта, его структуру и содержание;

базисный учебный план, являющийся основным государствен­ным нормативным документом системы образования;

стандарты базовых образовательных областей, представляющие обязательную часть содержания образования для всех учащихся и требования к уровню усвоения знаний.