logo search
ТМОП учебник

Дидактические требования к лекции.

При подготовке к лекции преподаватель должен вычленить для себя решение двух проблем: каким должно быть содержание лекции, как его построить, и вторая проблема – какие методические приёмы будут использованы. Решение этих проблем зависит от мастерства и эрудиции учителя.

Содержание лекции:

- научность и актуальность данной темы в системе научных знаний, -

- внутрипредметная и межпредметная связь,

- прикладное значение практическая значимость,

- воспитывающее значение и нравственность,

- творческий характер,

- убедительность и доказательность,

- логика построения.

Для отбора содержания определяющими являются требования учебной

программы к уровню подготовки учащихся, учебно-воспитательные цели, время изложения лекции и её разновидность, место данной темы в системе изучения предмета.

Методика: вовлечение учащихся в тему лекции, создание проблемных ситуаций и их разрешение в диалоговом, дискуссионном режиме, широкое использование наглядного и иллюстративного материала, демонстрация прикладной направленности и значимости для учащихся, эмоциональность, образность, увлечённость, эмоциональность учителя во время изложения материала, яркая демонстрация его заинтересованности в изучении учащимися данной темы.

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, разновидностью лекции, логикой её построения, возможностью использования наглядных и технических средств обучения.

Написание текста лекции – творческий процесс преподавателя над научностью и точностью изложения, нравственностью и воспитывающей значимостью излагаемого, чётким обозначением и раскрытием прикладного значения, работа над образностью и яркостью выражений, их эмоциональностью, логикой доказательств.

Обеспечение текста лекции наглядностью для придания ему удобства использования. Хотя проведение лекции не должно быть считыванием с листа, а живой, эмоциональной беседой с учащимися, тем не менее, содержание этой беседы должно быть максимально близко к подготовленному материалу с привлечением, конечно, известной доли артистизма и личностного влияния педагога.

Выделение структурных элементов, опорных, узловых и переходных моментов так, чтобы они бросались в глаза, не вчитываясь в собственно текст, позволят лектору следовать логике продуманного заранее хода изложения отобранного материала. Конечно, и в ходе лекции могут появиться новые свои методические приёмы и открытия – в этом проявится творчество преподавателя. Так же надо обратить внимание на то «что каждую лекцию должен завершать преподаватель подведением итогов, а не звонок, извещающий о её окончании».

Принципы построения лекций:

1. Логическая последовательность в изложении материала.

2. Динамичность.

3. Формирование понятий.

4. Движение от общего к частному или к особенному.

5. От конкретного к общим выводам.

6. Расположение материала соответственно практической значимости его

составных частей.

Для того чтобы лекция носила творческий характер в её основу должна

быть положена глубокая научно-исследовательская работа. Чтение лекций всегда требует основательного знакомства с широким кругом проблем отрасли права. В процессе чтения лекций следует отмечать ошибки, недостатки, устаревшие места и дискуссионные положения.

Изучение частных положений, практики применения отдельных норм, институтов целесообразней проводить в рамках семинара, практических занятий, контрольных, письменных работ и в иных формах, обеспечивающих активную и творческую работу, прежде всего самих студентов. Поэтому, в процессе обучения юридической дисциплине необходимо больше ориентироваться на практические и семинарские занятия.