Глава 2.2
Модели научения
и характеристика механизмов
присвоения опыта
Опыт — дитя мысли, а мысль — дитя действия.
Б. Дизраэли
Три пути человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление, второй, самый легкий, — подражание, третий, самый горький, — опыт.
Конфуций
Основные понятия: научение, классическое обусловливание, операн-тное научение, подкрепление, наказание, научение в наблюдении, косвенное подкрепление, самоподкрепление, метакогнитивные процессы.
Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, которое не связано с усталостью, биологическими процессами в организме, лекарственными средствами, травмами или болезнями (Лефрансуа Г., 2003, с. 90). Моторное научение — научение действиям, включенным в мускульную координацию и физические умения. Аффективное научение — изменение в отношениях или эмоциях. Когнитивное научение — научение, касающееся в первую очередь получения информации, стратегий обработки информации, процессов принятия решений и логического мышления.
В отличие от целенаправленного учения, научение может возникать в процессе любой деятельности. Например, ребенок, играя, может запомнить стихотворение-считалку или, наблюдая много лет , как мама варит свой фирменный суп, дочка усваивает его рецепт. Описывая различные модели научения, авторы пытаются раскрыть механизмы передачи и присвоения опыта человеком.