logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Понятие воспитания в широком и узком смысле

Органичес­кая взаимосвязь обучения и воспитания. Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогического процесса имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых лич­ность овладевает различными компонентами общественного опыта. Б самом деле, даже не слишком сведущему в педагогике человеку не­трудно понять, что для овладения знаниями, практическими уме­ниями и навыками, а также способами творческой деятельности учащегося нужно включать в активную учебно-познавательную дея­тельность и специальнообучать его.

Иную специфику имеет формирование у личности социальных и духовных отношений. Дело в том, что в процессе обучения учащиеся главным образом овладевают знаниями о характере и сущности этих отношений (знание моральных правил, идеологических, поли­тических, эстетических и других идей). Но отношения как личност­ный феномен, о чем пойдет речь в третьем разделе пособия, кроме знаний, включают в себя сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений и привычек поведения, и сформировать их только с помощью обучения невозможно. Здесь требуется специфическая и разнообразнаявоспитательная работа, направлен­ная на выработку и формирование всех этих внутренних компонен­тов личностных отношений.

Вот эта специфика воспитательного процесса, который, с одной стороны, включает в себя обучение, а с другой –формирование разнообразных социальных и духовных отношений, повлекла за собой разграни­чение в педагогике понятийвоспитания в широком и узком смысле. Так,когда оно обозначает весь процесс всестороннего развития личнос­ти, включая сюда обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений, оно понимается в широком значении. В более же узком смысле воспита­ние обозначает специфический процесс формирования социальных и духов­ных отношений. С этой точки зрения целостный процесс воспитания схематически можно представить в следующем виде:

Выделение в общем воспитательном процессе его специфичес­ких сторон – обучения и воспитания в узком смысле – в известной мере носит условный характер. В реальной педагогической деятельнос­ти, как будет показано в дальнейшем, они всегда органически связа­ны между собой, проникают друг в друга. Нельзя, например, сфор­мировать у учащегося такое качество, как вежливость и уважение к людям, не прибегая к элементам научения при раскрытии мораль­ной сущности этих правил, при выработке соответствующих уме­ний и привычек поведения.

Воспитание трудолюбия также требует взаимосвязанного обуче­ния трудовым умениям и навыкам и формирования интереса, положительно-эмоционального отношения к трудовой деятельности. В этом смысле следует сказать, что всякое воспитание, рассматриваемое в его широком и узком значениях, начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. И, с другой стороны, само обучение нуждается в воспитательном подкреплении и, в частнос­ти, в формировании у учащихся таких нравственных отношений, как прилежание, упорство в преодолении трудностей и т.д. Вотв этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляется важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод:нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо постав­ленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспита­ния.

Однако трактовка воспитания в широком и узком смысле и его направленность на взаимосвязанное формирование обученности и воспитанности личности не может не указывать еще на одну его важ­ную особенность. Поскольку развитие этих двух сторон личности осуществляется в едином и целостном учебно-воспитательном про­цессе, то несомненно, что этот процесс имеет какие-тообщие законо­мерности, которые должны лежать в основе его организации. Рас­смотрение этих закономерностей позволяет глубже понять, каким должно быть воспитание и его методическая инструментовка как специально организованного и сознательно осуществляемого педа­гогического процесса.