logo search
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.

Понятие « педагогическая технология» и все теоретические, прикладные аспекты, связанные с ней, являются достаточно новыми в отечественной педагогической действительности (в педагогической теории и педагогической практике). До недавнего времени в педагогической теории и практике использовали понятие «методика»: 1. наука о методах и приемах преподавания учебного предмета; 2. совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса.

В сер. 20 в. В зарубежной педагогической теории появилось понятие педагогической технологии, окончательное прояснение которого заняло примерно период до конца 80-х - нач. 90-х годов 20 века. В отечественной педагогике научные проблемы, связанные с педагогическими технологиями активно разрабатываются с конца 80-х годов 20 века. В настоящее время педагогическая наука располагает вполне завершенными научными результатами по проблемам, связанным с педагогическими технологиями.

В педагогической теории раскрыты сущность технологии, ее признаки или критерии, структура, разработаны классификации, изучены конкретные педагогические технологии.

В современной педагогической практике используются технологии обучения (например, полного усвоения), технологии воспитания (например, технология КТД), технологии общения (например, постерная технология), игровая технология (например, технология ролевой игры), технология целеполагания, технология оценивания и др

Педагогическая технология представляет собой способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, шагов, операций, неукоснительное соблюдение которых ведет гарантированно к ожидаемому результату в образовательном процессе.

В теории встречаем несколько определений понятия «педагогическая технология». Его неоднозначное толкование связано с различными подходами к определению сущности данного явления. Можно выделить несколько та­ких подходов:

  1. процессуальный - педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последователь­ности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диаг­ностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях об­разовательного процесса,

  2. инструментальный - как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания,

  3. личностный - как компонент педагогического мастерства учителя: умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определен ной последовательности действий, процедур,

  4. системный - как целостный образовательный процесс в учебном за­ведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и вос­питания (адекватно понятию «педагогическая система»).

На наш взгляд, процессуальный подход наиболее точно отражает сущ­ность данного феномена и распространяется на технологии разного уровня (от педагогических технологий, позволяющих выстроить целостный педаго­гический процесс, до тех, которые характеризуют системный способ постро­ения отдельных элементов этого процесса: например, технология целепола-гания).

Признаки или критерии технологии:

В структуру педагогической технологии входят ее составляющие:

- концептуальная основа;

- содержательная часть обучения;

- процессуальная часть (собственно технологический процесс).