logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

1. Идея учебной деятельности.

Отличается от школьной, в которой ребенок лишь выполняет множес­тво заданий. В учебной деятельности ребенок преобразует себя из «я не умею» в «я умею». Задача — перенять новый эффективный способ, понять его, овладеть им.

2. Идея обучения понятиям.

Нужно научить детей понятийному мышлению, на основе которого они сами смогли бы выводить правила.

3. Идея формирования способностей мышления.

Развитие инструментальной рефлексии: дети учатся видеть, как они действуют. Для них главным критерием становится осознание того, каким способом нужно действовать, чтобы решить задачу.

4. Идея учебной задачи.

В развивающем образовании учебная задача — сложная форма целос­тной организации учебной деятельности учеников. Основная задача — формирование учебной цели: на примере многих задач выделить

и освоить всеобщий способ решения всех задач данного класса. Обяза­тельно присутствует самоконтроль и самооценка.

5. Идея заданной формы организации обучения.

Специфические учебные задачи возникают у ребенка, когда он обна­руживает недостаточность собственных способов действия. Т огда ему требуется изобрести, построить и освоить новый способ.

6. Идея коллективности учебной деятельности.

Способ решения задачи исходно существует как коллективно-распре­делительная деятельность, а уже потом присваивается индивидуально каждым ребенком. Во взаимодействии со сверстниками формируется самооценка и рефлексия ребенка.

Основные положения концепции развивающего обучения по В. В. Давыдову.

  1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, пред­шествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстракт­ного как из своей единой основы.

  2. При выявлении предметных источников тех или иных знаний уча­щиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном мате­риале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

  3. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

  4. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умс­твенном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Таким образом, развивающее обучение направлено на развитие

умений:

Мнение скептика

Учебный процесс по этой системе настолько отличается от традицион­ного, что зачастую ни учителя, ни родители не могут осознать преиму­ществ развивающего обучения. А к числу затруднений можно отнести: