logo search
ТМОП учебник

Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права

Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Он входит в сущность технологичного построения учебного процесса.

Специфика технологичного подхода состоит в том, что учебный процесс

должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяют-ся:

- постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка

учебных целей с ориентацией на достижение результатов;

- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения

в соответствии с учебными целями;

- оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на

достижение поставленных целей;

- заключительная оценка результатов.

Таким образом, особенность технологического подхода состоит в том, что все ученики как участники этого процесса должны иметь одинаковый результат усвоении знаний.

При создании оптимальных условий обучения (правильной организации обучения и снятии жестких временных рамок), согласно исследованиям Б. Блума и Дж. Кэрролла, около 95 % учащихся могут полностью усваивать все содержание учебного материала (5 % – малоспособные, 5 % – одаренные, 90 % – обычные учащиеся).

Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса

является последовательная ориентация на чётко определенные цели. Поэтому, прежде всего, центральной проблемой для педагогической технологии является постановка целей и целевая ориентация обучения.

В мониторинге учтены психолого-педагогические особенности возраста.

Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Это период психологического самоутверждения личности, формирование ценностных установок. Игровые, дискуссионные методики, групповые формы работы способствуют творческому самовыражению подростка, удовлетворению его потребности в достойном положении в коллективе сверстников:

• продуктивность индивидуальной работы;

• решение задач;

• уровень ценностного реагирования;

• самостоятельность ценностного суждения.

Мониторинг как самостоятельная функция управления образовательным

процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном и операциональном отношениях.

Аспекты мониторинга.

• В системе «учитель – ученик».

• В системе «образовательное учреждение – учитель».

• В системе «управление (департамент) образования – образовательное

учреждение».

Каждый из этих аспектов раскрывает технологию управленческой деятельности, которая характеризует высокое качество образовательной деятельности ученика, учителя, администрации образовательного учреждения, органов управления образованием.

На современном этапе у педагога требуют отслежевания развития компетенций у учащихся.

Прежде всего, отметим, что ориентированное на компетенции образование (competence-based education – CBE) формировалось в 70-х годах XX в. В Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. (Массачузетский университет).

ФГОС общего образования рассматривает компетентность, как новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. И, как объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

Как в 60-х годах XX в. было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее и трактуется нами как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека