Глава 3.5
Индивидуализация
и дифференциация обучения:
учет возрастных, половых
и индивидуальных особенностей
учащихся
Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми
и животными. М. Монтень
Основные понятия: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, психологические новообразования, социально-психологические стереотипы маскулинности и фемининности, когнитивный стиль, функциональная асимметрия головного мозга.
Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения является «общим» местом в педагогической психологии, дидактике и методике. Все дети разные, поэтому каждый студент и учитель знает, что на уроке необходим индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Именно тогда создаются необходимые условия для максимально полного всестороннего развития ребенка, возникает комфортная для каждого учащегося образовательная среда, находят свое решение многие проблемы неуспевающих школьников.
Многие педагоги и психологи используют термины индивидуализация, и «дифференциация» как синонимы, но, на наш взгляд, каждый из них имеет собственное содержание. Дифференциация обучения предусматривает наличие у учащегося возможности выбора собственного образовательного маршрута в рамках существующей системы образования. Это и выбор школы (частной или государственной, российской или зарубежной), и выбор профиля обучения (специализированные классы и
школы — гуманитарные, математические и т д.), возможность сдать экзамены экстерном, выбор факультативных предметов. Индивидуализация же обучения — это создание условий для учета индивидуальных особенностей учащегося в рамках выбранного им образовательного маршрута. О том, какие это особенности и как их учитывать, пойдет речь далее.