logo search
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.

Под сотворчеством учителя и ученика в процессе обучения будем рассматривать: а) совместную творческую деятельность, организованную в условиях и средствами обучения, и направленную на свободное раскрытие природных творческих потенций ученика и учителя, или б) их совместные действия творческого характера и творческой направленности, которые развивают творческий стиль мышления, творческие способности, качества творческой личности и ученика и учителя.

Основой сотворчества всегда выступает творческая составляющая. «Творчество – в прямом смысле – есть создание нового. ...Но понятие творчества предполагает личное начало….творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной или практической деятельности» (Батюшков Ф.Д.Творчество //Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона, 1901. С.11).

Исследователи креативности рассматривают ее развитие и проявление через четыре основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт, креативный процесс (в последующем тексте понятия «креативный» и «творческий» используются как аналогичные).

Сотворчество учителя и ученика в педагогическом процессе имеет специфику, выраженную в том, что педагогический процесс как креативный может состояться лишь в креативной среде, которую поддерживает и создает лишь креативный педагог с целью создания условий для проявления креативности обучающимися, для получения совместного креативного продукта в обучении в виде творческих результатов и достижений учащихся. Приведем некоторый комментарий к этому тезису.

В обучении как креативной среде креативность учителя и ученика проявляется через их личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия, как поведение личности в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Для проявления творчества нужна свободная, непринужденная обстановка, которая создается на учебном занятии на основе гуманного взаимодействия ученика с учителем и всей образовательной средой.

Учитель и ученик как субъекты сотворчества являются креативными личностями, когда в процессе обучения проявляют интеллектуальную активность в субъективно новом для них виде. По мнению Д.Б.Богоявленской, творчество является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Экспериментально установлено, что активность на уровне творческого действия является общей основой, «единицей», не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности ( Максименко С.Д.). А творческой личности свойственны черты: самостоятельность в суждениях, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях («любовь к делу ради его трудности»), эстетическую ориентацию и способность рисковать.

Креативным продуктом в обучении на основе сотворчества выступают творческие результаты и достижения учащихся, если они заключают в себе субъективную или объективную новизну (оригинальный способ решения задачи, нахождение альтернативного варианта решения ситуации, художественный текст, написанный учеником, поделки и др.).

Сотворчество учителя и ученика в обучении представляет собой творческий процесс, когда в обучении создаются условия для таких мыслительных операций как комбинирование, аналогизирование, при этом главной является операция сравнения. Эти и другие приемы мышления служат инструментарием, с помощью которого реализуются замыслы воображения. Воображение как психологический процесс является основой творческого процесса благодаря способности оперировать и преобразовывать образы, создавать новые, неожиданные, непривычные сочетания и связи этих образов, что позволяет человеку представить результат труда от начала до конца.

Воображение характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Имеющиеся у ученика знания способствуют формированию нового образа, что требует оценки, отбора, обобщения. Воображение и мышление взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга в познавательных актах. Воображение в процессе творческого познания выполняет роль одного из важнейших способов использования имеющихся знаний для получения новых знаний, переноса знаний с одной области на другую. Мышление в формировании образов воображения играет ведущую роль, так как отражает наиболее существенные, закономерные и общие связи действительности.

Исследования креативности ( Дж.Гилфорд и др.; В.Лоуэнфельд и К.Бейттел) позволили выявить следующие критерии: умение увидеть проблему; беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей; гибкость как умение понять точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения; оригинальность, отход от шаблона; способность к перегруппировке идей и связей; способность к абстрагированию или анализу; способность к конкретизации или синтезу; ощущение стройности организации идей.

В дидактической теории известна позиция: творчеству можно и должно учить, причем акцент делается на развитии нравственно ориентированного творчества учащегося (И.Я.Лернер, И.К.Журавлев и др.).

Дидакты отмечают, что школа не может готовить равно творческих людей, но она может помочь развитию природных задатков до их возможного для данного субъекта предела и превратить посильное творчество в личностную ценность (И.Я.Лернер, И.К.Журавлев /Современная дидактика: теория-практике /Под ред. Лернера И.Я.,Журавлева И.К. – М.:1993, с.144).

Сотворчество в обучении может быть выражено как коммуникативное, как познавательное, как интеллектуальное, как художественно-эстетическое и др., которое складывается при наличии определенных условий.

В обучении имеет смысл говорить о сотворчестве учителя и ученика, которое развивает творческий стиль мышления, воображение, рефлексивные умения, культуру мышления.