logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

1. Роль эстетического воспитания в развитии личности

Роль эс­тетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и дея­тельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной при­тче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фи­лософ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к дейст­вительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую по­знавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отме­чал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь науч­ного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, ху­дожник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти из­менения с помощью образного, художественного изображения дей­ствительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и по­скольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность,A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полнос­тью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова – автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной, – который около 30 лет проле­жал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы ос­таться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь про­шел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяже­лого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способ­ность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произ­ведений для детей и взрослых.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писалA.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги ока­зывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Неда­ром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть кото­рого находится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в опреде­ляющей мере зависит от его художественно-эстетического разви­тия. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пусты­ни, есть красота в душе араба». Без знания законов художествен­ного отражения действительности, без понимания языка и худо­жественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение толь­ко человеку, который имеет соответствующую подготовку и в до­статочной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью кото­рых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной под­готовки и соответствующего понимания. Даже интересный рас­сказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. За­дача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его дейст­венным средством познания окружающей действительности, разви­тия мышления и нравственного совершенства.