logo search
500 советов

16. Выработка критериев уровня мастерства участников

В последнее время о результатах того или иного тренинга все чаще судят по тому, какие новые умения и навыки приобрел его участник к концу учебной программы. Участники вашего тренинга неизбежно зададут себе вопрос, удалось ли им справиться с поставленными тренером задачами и достигли ли они соответствующего уровня мастерства. Вот несколько советов, следуя которым вы поможете участникам тренинга ответить на эти вопросы.

1. Помните, что «знать, как делать» и уметь - это не одно и то же. Знания - это только средство достигнуть желаемого уровня мастерства. Напомните участникам, что одно - знать, как что-либо делать, но совсем другое - уметь сделать это действительно хорошо.

2. Расскажите участникам, каких именно результатов они должны добиться после окончания тренинга. Ясно и четко изложите участникам, какие умения и навыки они смогут приобрести.

3. Приводите конкретные примеры. Лучший способ продемонстрировать участникам, каких результатов они должны добиться, - это на конкретных примерах показать им, чего можно достигнуть по окончании тренинга («Вот что вам будет по силам, когда пройдете всю программу»).

4. Проведите предварительную постановку будущих целей и задач. У каждого из участников наверняка есть свое представление о том, что он должен научиться делать, и свои способы продемонстрировать то, чему он научился.

5. Пусть участники помогут вам применить общие цели тренинга к их личным жизненным обстоятельствам. У нас, тренеров, есть обобщенный взгляд на то, чему должны научиться участники, но они сами должны представлять, как применить полученные навыки в жизни. Это не менее важно, чем постановка целей тренером.

6. Удостоверьтесь, что критерии уровня мастерства реалистичны и измеряемы. Слишком просто превратить поставленные цели в пустое заявление. Не будьте голословным - все задачи должны быть осязаемыми и реалистичными.

7. Используйте формулу «На самом деле это означает...». Часто бывает, что критерии уровня мастерства сформулированы слишком расплывчато. Если вам удастся опереться на реалии, понятные как вам, так и участникам, это будет существенным шагом вперед.

8. Пусть участники сформулируют цели и задачи тренинга своими словами. Это поможет им почувствовать, что они действительно обладают теми умениями и способностями, которые вы пытаетесь в них развить.

9. Измеряйте текущие достижения. Для этого вам следует разработать такие виды заданий и упражнений, результаты которых покажут, насколько успешно (или наоборот) участники тренинга приближаются к достижению цели вашей программы.

10. Составьте представление о субъективной оценке участниками тренинга результатов занятий. Это значит узнать их мнение по вопросам: каких новых умений я добился, выполняя упражнения по программе тренинга, и чего я не могу делать из того, чему я собирался научиться.