logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс

Проблема здоровья школьников становится в настоящее время все более актуальной. О нерешенности и острой необходимости решения этой проблемы говорят данные обследований физического здоровья учащихся, а также — резуль таты изучения их психических состояний (тревожности, безопасности, интереса и т. п.).

Исследования, проводимые в последнее время, показывают, что увеличивается количество детей, получивших различные заболевания за период обучения в школе, в то время как количество детей, отне­сенных до обучения в школе по состоянию здоровья к первой группе, не увеличивается. В частности, в докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка (2004) констатируется, что на каждую тысячу детей (от 0 до 14 лет) приходится 1162 заболевания с впервые установленным диагнозом.

Мониторинг психического и психосоматического здоровья школь­ников, проведенный под руководством профессора Ананьева В. А. (2006), результаты диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения в 2002 г., выявили наиболее часто встречающиеся соматические заболевания школьников: нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения. Общий вывод гласит о том, что физическое состояние учащихся оставляет желать лучшего, а школьные успехи не компенсируют отставания в физическом разви­тии. Обследование влияния информационной нагрузки на состояние здоровья показало, что «даже под влиянием кратковременной инфор­мационной нагрузки у школьников наблюдаются выраженные измене­ния регуляторных возможностей, свидетельствующие о напряжении механизмов адаптации» (Ананьев В. А., 2006, с. 33).

Медицинские психологи тоже считают обучение зоной опасности для психического здоровья. В частности, многочисленные исследова­ния А. И. Захарова (Захаров А. И., 2004) свидетельствуют о том, что число страхов, а затем и невротических страхов, связанных со школой, наблюдается у учеников начиная с 1 класса и заканчивая выпускными. Меняются его конкретные источники, но психическое состояние тре­воги и напряженности остается. Какие же опасности для здоровья уче­ника (физического, психического, психологического) несет обучение? Опасность представляет противоречие между уровнем требований того или иного учебного предмета и возможностями ученика. Реали­зуемое школой развивающее обучение имеет теоретической основой учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Главным словом в этом учении является слово «помощь, благодаря которой можно ак­туализировать новые возможности ученика».

Невозможность получить необходимую помощь при усвоении нового сложного материала постепенно формирует внутренний кон­фликт, который базируется на противоречии между потребностью в самоуважении, самопринятии и одобрении со стороны значимых людей и низкими учебными достижениями.

Как известно, восприятие угрозы для жизни основано на инстинкте самосохранения, а угрозы для благополучия — на социальном опыте межличностных отношений.

Вспомним первоклассника, которого родители ведут в школу . Ос­новное беспокойство родителей связано не с тем, что ребенок не сможет научиться писать или считать, а с тем, установится ликонтакт учителя и ученика в учебной деятельности.

Для детей с трудностями контакта взрослые перестают быть га­рантами безопасности. Время, когда текущие переживания детей оказываются наполнены тревогой, страхами или гневом, занимает значительную часть их жизни. Основным условием переживаний этих состояний во всех случаях является высокая чувствительность даже к слабым сигналам опасности. Чувство безопасности в настоящем и уверенности в безопасном будущем у ребенка заменяется состоянием низкой чувствительности к опасности1.

Опасным для психического и психологического здоровья является и то противоречивое положение, в которое попадает ученик в процессе обучения. С одной стороны, система образования определяет все сто-

1 Лихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое кон­сультирование. В кн.: Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2001.

роны деятельности ученика: содержание, методы организации обуче­ния, план и структуру каждого урока и многое другое, и тем самым она берет на себя ответственность за результаты. С другой стороны, чему-то обучиться можно только, заняв активную позицию, то есть приняв ответственность на себя. Современный школьник такой возможности практически не имеет. А возникшее противоречие порождает ряд нега­тивных следствий, представляющих опасность как для ученика, так и для общества в целом.

К негативным последствиям современного образования можно от­нести следующие личностные характеристики школьника:

Перечисленные опасности для психического и психологического здоровья школьников не остались незамеченными сотрудниками сис­темы образования, родителями и исследователями.

В связи с вышесказанным достаточно остро стоит вопрос об эк­спертизе различных сторон школьного обучения. Кроме того, что школы проходят аттестацию и аккредитацию, которая прежде всего выявляет соответствие работы государственным стандартам по извес­тным параметрам (таким как содержание, кадры, методическое обес­печение и т. п.), возникает необходимость в других видах экспертиз. Как доказал в своей докторской диссертации Г . А. Мкртычан, может быть осуществлена экспертиза инновационной деятельности школы, учителя. Действительно, это важный вид экспертизы, поскольку она будет защищать права обучающегося от односторонности в подготовке, связанной с позицией новатора, и отслеживать соответствие обучения при авторском подходе определенному уровню.

С идее й гуманитарной эксп ертизы образов ания выступает С. Л. Братченко(Братченко С. Л., 1999), доказывая необходимость ана­лизировать и оценивать все стороны образовательного процесса и его участников с позиций гуманистической психологии. Он же предлагает соответствующие экспертные процедуры.

При Министерстве образования создана комиссия по экспертизе учебников, в которую включены и психологи; задачей их является оценка текстов учебников с точки зрения их соответствия возрастным возможностям учащихся.

Все это позволяет надеяться на то, ч то уровень безопасности уча­щихся в процессе обучения повысится.

Однако хотелось бы привлечь внимание к необходимости оценки возможности учащихся быть успешными в выполнении домашних са­мостоятельных работ. Общий объем, межпредметная согласованность, временные затраты — все должно быть отдано для самостоятельного и ответственного определения учащимся. Но всем известно, что каждый учитель, давая домашние задания, исходит только из своей позиции. Эта сторона обучения — возможность усвоения через домашнюю самоподготовку, с одной стороны, рассматривается как важнейшая составляющая процесса обучения, а с другой — не является предметом заботы об ученике.

Подводя итоги многолетних исследований психологического здоровья школьников, В. А. Ананьев выделил и описал уровни психологического здоровья детей.

Креативный уровень . Дети устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка-творца.

Адаптивный уровень. Дети адаптированы к социуму, но проявляют от­дельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически — раз­вивающей направленности.

Ассимилятивно-аккомодативный уровень . К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от фактора внешнего воз­действия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмиру­ющих влияний среды.

Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоиз­менению.

Для детей с преобладанием процессов аккомодации характерно при­способленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам.