logo search
ТМОП учебник

Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения

Достоинства групповой формы:

• приобретения навыков учащимися навыков совместного планирования деятельности;

• распределение обязанностей взаимопомощи;

• развитие нравственных качеств учащихся;

• воспитание ответственности, взаимного уважения.

Недостатки групповой формы:

• трудности комплектования групп и организации работы в них;

• проблемы при организации оценки деятельности членов группы.

При групповой работе класс делится на несколько подгрупп. Бригады не

должны быть постоянными, так как это может привести к возникновению групп разного уровня успеваемости. В таком классе невозможно будет вести общую работу со всеми учащимися, осуществлять принципы единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.

Величина групп различна в зависимости от содержания и предстоящей

деятельности. Состав должен быть смешанным, что обеспечивает интенсивный обмен знаниями, опытом, укрепляет межличностные отношения.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

• класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных

учебных задач;

• каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо

дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным

руководством лидера группы или учителя;

• задания в группе выполняются таким способом, который позволяет

учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

• состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с

максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться

учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными и подбираются они по принципу объединения учеников разного уровня облученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими

группами учащихся одинакового для всех задания, например, каждая группа

должна создать свои критерии «хорошего работника на предприятии».

Дифференцированная группа выполняет различные задания разными группами. Например, используя различные символические формы (пантомима, сценка, плакат и т.п.) изобразить содержание статьи Всеобщей декларации прав человека.

Остальные ребята должны угадать. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических, лабораторных работ, а также при отработке навыков разговорной речи на уроках права и обществознания, при решении правовых задач, при изучении текстов, копий юридических документов ит.п. В ходе такой работы максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при изучении правовых документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Групповая форма несёт в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.

Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на занятии (фронтальной и индивидуальной) групповая форма приносит ожидаемые положительные результаты.