logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

6. Работа классного руководителя с родителями учащихся

Глав­ное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домаш­него учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Со­держание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь мы ограничимся осве­щением лишь некоторых вопросов деятельности классных руково­дителей по поддержанию связей с родителями учащихся.

Большое место в работе классного руководителя с семьей зани­мает систематическое информирование родителей об успеваемос­ти, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собра­ния, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родите­лей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договари­ваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. Например, ученик перестал дома гото­вить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случа­ях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервоз­ность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителя­ми о необходимости создания для него более спокойной обстанов­ки, а может быть, и соответствующего лечения.

Обязанность классных руководителей – осуществлять педагоги­ческое просвещение родителей, в особенности с учетом специфи­ческого подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, не­обходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает класс-' ный руководитель, и дать практические советы о том, какое отраже­ние должны находить эти особенности в процессе семейного воспи­тания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватыва­ют такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотноше­ния родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьни­ка в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; орга­низация досуга детей в семье и т.д. Классный руководитель заботится о привлечении родителей к участию в работе школьного лектория, к посещению занятий в народном университете педагогических зна­ний, пропагандирует педагогическую литературу по семейному вос­питанию.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производст­венные темы, принимают участие в организации экскурсий, литера­турно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техни­ческому творчеству.