logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

Литература для самостоятельной работы

Внутришколъное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.

Внутришколъное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инно­ваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. – М., 1995.

Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. – М., 1982.

Основывнутришкольного контроля / Под ред. П.В. Худоминского. – М., 1987.

Положение о совете средней общеобразовательной школы // Учительская газ. – 1989. – 24 авг.

Портнов М.Л. Труд руководителя школы. – М., 1984.

Раченко И.П. НОТ учителя. – М., 1982.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982.

Фролов П.Т. Школа молодого директора. – М., 1988.

Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.И. По­ташника. – М., 1992.

1Александров А.Д. Поклоняться только истине // Правда. – 1995. 3 февр.

2Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. – М, 1981. – С. 300.

3 Гончаров Н.К. Методология и методы педагогики как науки. – М, 1968. – С. 26-27.

4 Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997. – С. 10.

5 Метелъский Я.В. Дидактика математики. – Минск, 1975. – С. 7.

6Аладдин и волшебная лампа. Арабская сказка. – Минск, 1980.

7Барт П. История социально-педагогической идеи. – Киев, 1923. СП.

8ЦГА ТА ССР, ф. 977, Совет. 1851. Д. 9400. Л. 23 об.

9 Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. – М., 1983. – С. 161.

10 Никандров Н.Д. Педагогическое образование и общество в США // Педа­гогика. – 1992. – № 1-2. – С. 124-126.

11 Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. – Чебоксары, 1966.

12 Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 70.

13 Протопопов А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки // Сов. педагоги­ка. – 1953. – № 5. – С. 36.

14 Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 23.

15 Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. – Л., 1968. – С. 30-31.

16 Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 19.

17ПискуновA.M. Основные проблемы и задачи исследований в области общепеда­гогической подготовки будущих учителей в высшей школе // Вопросы общепедаго­гической подготовки будущих учителей. – М., 1972. – С. 8.

18 Цит. по: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987. – С. 201.

19 Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 11.

20Блонский П.П. Курс педагогики. – М., 1916. – С. 4.

21Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. – СПб., 1909. – С. 5.

22 Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 17-18.

23См.: Матъяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской пе­дагогике // Сов. педагогика. – 1989. – № 5. – С. 126.

24 Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. – М., 1930. – С. 27.

25 Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. – Ир­кутск, 1922. – С. 36.

26Тугаринов В.П. Личность и общество. – М, 1965. – С. 109.

27Цит. по: Матъяш О.М. Учебно-воспитательные цели в современной англий­ской педагогике // Сов. педагогика. – 1989. – № 5. – С. 128.

28 См.: Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированно­го образования // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17; Вишнякова Н.Ф. Мобильность личностно ориентированной системы подготовки и переподготовки творческих спе­циалистов // Мобильность специалистов в области образования. – Минск, – 1997. – С. 108-109.

29Толковый словарь русского языка / Под. ред. Д.Н. Ушакова. – М, 1940.

30Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – С. 291.

31 Флэйк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. – М, 1993. – С. 467-468.

32См.: Помологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. – М. 1990. – С. 439.

33Каган О.А. Школа ФРГ и требования ее реформы // Сов. педагогика. – 1959. – № 10. – С. 106.

34См.: Андреев В.И. Система образования в ФРГ. – Минск, 1993. – С. 28-30.

35См.: Саймон Б. Общество и образование / Пер. с англ. – М., 1989. – С. 126-127.

36См.: Флэйк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993. – С. 45.

37Гельвеций К.А. Сочинения. – М, 1974. – Т. 2. – С. 14.

38Белинский В.Г. Избр. пед. соч. – М., 1982. – С. 17.

39Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. – М., 1953. – С. 709.

40Левитин К. Лучший путь к человеку // Пути в незнаемое: Писатели рассказы­вают о науке. – М., 1974. – С. 117.

41Сеченов И.М. Избр. филос. и психол. произв. – М., 1974. – С. 176.

42Момов В. Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. – М., 1975. – С. 54.

43Крупская Н.К. ЦПА ИМЛ, ф. 12, оп. 1, ед. хр. 314, л. 33.

44Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. – М., 1930. – С. 25.

45Ушинский К.Д. – Собр. соч. – Т. 10. – С. 495.

46См.: Обзор писем читателей // Вопросы философии. – 1984. – № 12. – С. 130.

47Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание // Психология и дети. – 1917. – № 1.

48Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. – М., 1966. – С. 254.

49Добролюбов Н.Л. Избр. пед. произв. – М., 1952. – С. 159, 160.

50

Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 435.

51Там же. – С. 515.

52Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания // Народное образование. – 1961. – № 10. – С. 55-56.

53Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 179.

54Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 252.

55Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. – М., 1984. – С. 202.

56Копнин П.В. Дидактика, логика, наука. – М., 1973. – С. 194.

57Дистервег А. Избр. пед. соч. – М., 1956. – С. 118.

58Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967. – С. 18.

59Рубинштейн С. Л. Психологические воззрения И.М. Сеченова и советская пси­хологическая наука // Вопросы психологии. – 1955. – № 5. – С. 34.

60Павлов И.П. Павловские среды. – М.-Л., 1951. – Т.II. – С. 565.

61Ожегов СИ. Словарь русского языка. – М., 1985. – С. 396.

62Дистервег А. Избр. пед. соч. – С. 264-265.

63Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 10. – С. 425.

64Дистервег А. Избр. пед. соч. – С. 264-265.

65Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М, 1966. – С. 338-339.

66Кедров Б.М. О науках фундаментальных и прикладных // Вопросы филосо­фии. – 1972. – № 10. – С. 39.

67Славская К.А. Мысль в действии. – М., 1968. – С. 78-79.

68Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960. – С. 12-13.

69Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М, 1986. – С. 14.

70Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М, 1986. – С. 14.

71Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972. – С. 169.

72Малькова З.А. Современная школа США. – М., 1971. – С. 62.

73Скрябин К.И. Наследство, врученное правнукам // Учительская газета. – 1962. – 7 июня.

74См.: Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. – Мн., 1967. – С. 27.

75КоменскийЯ.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. – Т. 1. – С. 384.

76Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 251.

77Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 267-268.

78 Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 5. – С. 355.

79Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 10. – С. 425.

80Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова. 5-е изд. – М„ 1987. – С. 278.

81 Такой же точки зрения придерживается польский дидакт Ч. Куписевич. См. его кн.: Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. – М., 1986. – С. 178.

82Крупская Н.К. Пед. соч. – Т. 10. – С. 241.

83Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 314.

84Гельвеций К.А. О человеке. – М, 1988. – С. 63.

85Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 8. – С. 321-322.

86Данилов М.А. Процесс обучения // Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есипова. – М., 1967. –С. 196.

87Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М, 1991. – С. 15.

88Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1980. – С. 22.

89Растет человек. – М., 1961. – С. 97-98.

90ВXVI-XVIIвв. в Белоруссии и Украине появляются так называемые братст­ва – религиозно-просветительские организации.

91Федяевская В. Воспоминания учительницы // Вестник воспитания. – 1907. № 7. – С. 53.

92Цит. по: Преподавание истории в школе. – 1991. – № 4. – С. 109-110.

93Матюхина М.В., Михалъчик Г.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьни­ка. – М., 1990. – С. 104.

94Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 330.

95Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. – М., 2001. – С. 26.

96Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 216.

97Панорама методических идей // Народное образование. – 1989. – № 6. – С. 71.

1Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного разви­тия человека // Психол. журнал. – 1985. – № 6. – С. 8-28.

2ТихомировO.K., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. – М., 1986. – С. 204.

3Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6т. – М., 1982. – Т. 1.

98Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1980. – С. 203.

99Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обу­чении / Под ред. А.В. Петровского, Н.Н. Нечаева. – М., 1987. – С. 168.

100Савельев А.Я. Проблемы автоматизации обучения // Вопросы психологии. – 1986. – № 2. – С. 11.

101Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе // Совр. высш. школа. – 1982. – № 3. – С. 121.

102Савельев АЛ. Проблемы автоматизации обучения // Вопросы психоло­гии. – 1986. – № 1

103Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. – Киев, 1987.

104Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Во­просы психологии. – 1987. – № 5.

105Агапова О.И., Швец В.И., Вербицкий А.А. Реализуется системно-контекст­ный подход // Вести высш. школы. – 1987. – № 12.

106Крупская Н.К. Пед. соч. – Т. 3. – С. 511.

107Шардаков М.Н. Очерки психологии учения. – М., 1951. – С. 67-69.

108Ушинский К.Д. Соб. соч. – Т. 10. – С. 425.

109Об этой закономерности говорит также Б.Ф. Сергеев в брошюре «Биография интеллекта» (М., 1967). На с. 42 он пишет: «Сколько нужно времени, чтобы мозг прочно зафиксировал следы воздействовавших на него индифферентных раздраже­ний? Исследование показало, что у черепах этот процесс заканчивается через 15-20 мин, у морских свинок продолжается свыше часа, а у собак – несколько часов. Види­мо, чем больше времени потрачено на фиксацию, тем прочнее оставленный след».

110Уиппл Г.М. Как нужно заниматься. Краткое руководство для учащихся. – М., 1926. – С. 11.

111Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 111, 118.

112Протопопов А.Ф. О содержании и структуре курса педагогики // Доклады АПН РСФСР. – № 4. – М„ 1954. – С. 7.

113 Макаренко А.С. Соч. – Т. V. – С. 508.

114 Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды.: В 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 14.

115В психологии личностное качество определяется как единство устойчиво про­являющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые форми­руются у учащихся в процессе коллективной и индивидуальной деятельности.

116Шимбирев П.Н., Огородников И.Л. Педагогика. – М., 1954. – С. 215.

117См.: Виноградов Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. – М., 1922.

118Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 55.

119Шацкий С. Т. Пед. соч. – М., 1964. – Т. 2. – С. 40-41.

120Пинкевич АЛ. Педагогика. – М., 1924. – Т. 1. – С. 85.

121Макаренко А.С. Соч. – Т.IV. – С. 351.

122Крупская Н.К. Пед. соч. – Т. 5. – С. 265-266.

123Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 435-436.

124Макаренко А.С. Там же. – Т.II. – С. 257.

125Божович Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тез. докл. наIIсъезде об-ва психологов. – Вып. 5. Симпозиумы. – М, 1963. – С. 105.

126Павлов И.П. Соч. – М.-Л., 1947. – Т. 4. – С. 327.

127Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – С. 135.

128Макаренко А. С. Соч. – Т.V. – С. 424-425.

129Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 10. – С. 388.

130См.: Блонский П.П. Педагогика. – М., 1924. – С. 91.

131Пинкевич А.П. Педагогика. – М., 1924. – Т. 1. – С. 79.

132Макаренко А. С. Соч. – Т.V. – С. 399.

133Пинкевич А.П. Введение в педагогику. – М., 1925. – С. 37.

134Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 116.

135Макаренко А. С. Соч. – Т.V. – С. 232-233.

136Наторп П. Социальная педагогика. – СПб., 1911.

137Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. – Пг., 1920. – С. 25.

138Цит. по: Матъяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной англий­ской педагогике // Сов. педагогика. – 1989. – № 5. – С. 128.

139Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 231.

140Там же. – С. 151-152.

141Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 10. – С. 390-391.

142Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 124.

143Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 125.

144Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. – М, 1940. – Т. 1. – С. 13.3.

145Радищев А.Н. Избр. соч. – М., 1952. – С. 205-206.

146Белинский В.Г. Поли. собр. соч. – М., 1954. – Т.IV. – С. 488-489.

147Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 160.

148Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1978. – Т. 8. – С 24.

149Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. – М.-Л., 1959. – Т. 9. – С 296.

150Философский словарь / Ред. И.Т. Фролов. – М., 1986. – С. 358.

151Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А.Л. Евгеньевой. – М., 1984. – Т. 3. – С. 33.

152Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1985. – С. 268.

153Ясная Поляна и вокруг неё //Лит. газета. – 1987. – 11 марта.

154Леонов Л.М. Собр. соч.: В 11 т. – М., 1972. – Т. 10. – С. 191.

155Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, К.А. Ивановичем, О.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А. Шибановым, М.У. Пискуновым.

156Цит. по : Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М., 1986. – С. 164.

157Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 342.

158Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 348.

159Макаренко А.С. Соч. – Т.IV. – С. 397.

160Там же. – С. 395-396.

161Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 354-355.

162См.: Макаренко А.С. Соч. – Т.IV. – С. 401-402.

163См.: Иванов И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах //Вос­питание школьников. – 1989. – № 2. – С. 38-48.

164Словарь иностранных слов. – М., 1987. – С. 170.

165См. пособия: Этические беседы с учащимися. 5 класс. – Минск, 1992; Этические беседы с учащимися. 6 класс. – Минск, 1985; Этические беседы с учащимися. 7 класс. – Минск, 1986; Этические беседы с учащимися. 8 класс. – Минск, 1987.

166См.: Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности // Народное образо­вание. – 1965. – № 9.

167Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 11. – С. 52-53.

168Скрылев Ю. Листья самые прекрасные // Семья и школа. – 1961. – № 12. – С. 12.

169Новиков А.Д., Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М., 1999. –C. 46.

170Философская энциклопедия: В 4 т. – М, 1964. – Т. 3. – С. 454.

171Платонов К.К. О системе психологии. – М., 1972. – С. 216.

172Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 119.

173ГорькийA.M. Собр. соч. – М., 1953. – Т. 25. – С. 221.

174Гулыга А.В. Эстетика истории. – М., 1974. – С. 25.

175Цит. по: Дуков В.М. Электрон. – М., 1966. – С. 6.

176Скаткин М.Л. Совершенствование процесса обучения. – М., 1971. – С. 17.

177Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. – М., 1978. – С. 142.

178Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 42.

179Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – С. 111.

180Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. – М., 1967. – С. 7.

181Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. – Рязань, 1971. – С. 136.

182Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М., 1956. – С. 590.

183Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974. – С. 46.

184Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 11. – С. 27.

185Долецкий С. Я. Воспитывай себя // Комсомол. правда. – 1978. – 28 февр.

186Комсомол, правда. – 1963. – 1 сент.

187Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 457-458.

188Там же. Соч. – Т.IV. – С. 480-81.

189Седнев Ю.В. Теория и практика содержания образования // Вести Беларускай акадэмии адукации. – 1996. – № 2. – С. 23-24.

190См.: Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбо­ра // Народное образование. – 1989. – № 6. – С. 159.

191 См.: Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. – С. 159.

192Менделеев Д.И. Соч. – М., 1952. – Т. 23. – С. 236.

193Ушнский К.Д. Собр. соч. – Т. 2. – С. 63-64.

194Макаренко А.С. Соч. – Т.V. – С. 179.

195См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1985. – С. 687.

196См.: Словарь иностранных слов. – М., 1988. – С. 345.

304